Встраиваемая техника

Насос пожарный нцпн 40 100.

Насос пожарный нцпн 40 100.

Основная информация

Назначение и область применения

Насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН-40/100 (далее - насос) предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователей с температурой до 303 0 К (30 0 С), плотностью до 1010 кг/м 3 и массовой концентрацией взвешенных твердых частиц грунта до 0,5 %, при их максимальном размере 3 мм.

Насос используется для установки в закрытых отсеках пожарных автомобилей , в которых во время работы обеспечивается положительная температура.

Работа насоса на морской воде не предусматривается .

Предприятие изготовитель

НЦПН-40/100 изготавливается на ООО ЛЗПМ - Ливенском заводе противопожарного машиностроения г.Ливны.

История

Насосы марки НЦПН-40/100 являются логическим развитием идей заложенных в линейке пожарных насосов ПН-40 , по сравнению с которыми имеет ряд преимуществ:
  • УНИФИЦИРОВАННЫЕ ГАБАРИТНО-ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
    обеспечивается полная взаимозаменяемость с насосом ПН-40УВ)
  • УЛУЧШЕННЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
    (подача с высоты всасывания 3,5 м - до 50 л/с, от гидрантов - более 60 л/с; имеется запас по напору)
  • ПОВЫШЕННЫЙ К.П.Д.
    (обеспечивается экономия топлива, снижаются нагрузки на двигатель)
  • МОЩНЫЙ ПЕНОСМЕСИТЕЛЬ
    (обеспечивается возможность работы пенных установок производительностью до 50 л/с)
  • УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЙ ДОЗАТОР
    (за счет плавной и точной регулировки обеспечивается экономия пенообразователя)
  • ВАКУУМНАЯ СИСТЕМА ТИПА «АВС»
    (обеспечивается ускоренный водозабор, проверки на "сухой вакуум " производятся без запуска двигателя)
  • УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ САЛЬНИК НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ
    (не требует текущего обслуживания, обладает высокой надежностью и износостойкостью)
  • ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
    (каждое изделие проходит полный цикл приемочных испытаний на специальных стендах)

Конструктивные особенности

Рис.1. Насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН-40/100В1Т
1 – вентиль напорный; 2 – дозатор; 3 – патрубок подвода пенообразователя; 4 пеносмеситель; 5 – рукоятка включения эжектора; 6 – вакуумный кран; 7 вентиль напорный подачи воды в цистерну или на лафетный ствол; 8 – манометр; 9 – бачок масляный; 10 – трубка маслоподающая; 11 – напорный коллектор; 12 мановакуумметр; 13 центробежный насос; 14 – сливной кран; 15 – блок управления вакуумным насосом; 16 – блок индикации тахометра; 17 – панель приборная; 18 полумуфта; 19 – пробка; 20 – указатель уровня масла в картере насоса; 21 штуцер дренажного отверстия; 22 – фланец для подключения трубопровода к цистерне или на лафетный ствол; 23 – рукав всасывающий; 24 – агрегат вакуумный; 25 - датчик заполнения; 26 – датчик тахометра; 27 - выхлопной рукав.


Пожарный насос НЦПН-40/100 (рис.1) представляет собой агрегат, состоящий из центробежного насоса нормального давления , напорного коллектора 11 , полуавтоматической вакуумной системы водозаполнения, пеносмесителя 4 , дозатора 2 и контрольно-измерительных приборов.

style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:350px">

Рис.2. Насос центробежный
1 – полумуфта; 2 – манжета; 3 – крышка;
4 – подшипник307 ГОСТ 8338; 5 втулка;
6 – датчик тахометра ТС-1;
7 ротор; 8 – вал; 9 – подшипник 309 ГОСТ 8338;
10 колесо рабочее; 12 – крышка насоса; 13 - сетка;
14 – блок уплотнительный; 15
17 – манжета 1 52х75 ГОСТ 8752;
18
11 – 275-285-58; 16 - 095-100-30; 19 - 085-090-30;
20 - 040-044-25; 21 – 020-025-30.

Рис.2. Насос центробежный
1 – полумуфта; 2 – манжета; 3 – крышка;
4 – подшипник307 ГОСТ 8338; 5 втулка;
6 – датчик тахометра ТС-1;
7 ротор; 8 – вал; 9 – подшипник 309 ГОСТ 8338;
10 колесо рабочее; 12 – крышка насоса; 13 - сетка;
14 – блок уплотнительный; 15 - штуцер дренажного отверстия;
17 – манжета 1 52х75 ГОСТ 8752;
18 - корпус насоса; Кольца уплотнительные по ГОСТ 18829:
11 – 275-285-58; 16 - 095-100-30; 19 - 085-090-30;
20 - 040-044-25; 21 – 020-025-30.

Центробежный насос показан на . Насос представляет собой одноступенчатый насос консольного типа с осевым подводом, выполненным в крышке 12 , и спиральным отводом, выполненным в корпусе 19 .
Уплотнение рабочего колеса 10 - щелевого типа.
Смазка подшипников 4 и 9 осуществляется из масляной ванны, уровень масла в которой контролируется по уровню масла в трубке 20 (рис. 1 ) и рискам Б на корпусе насоса.
Слив воды из насоса обеспечивается сливным краном 14 шарового типа. Конструкция крана позволяет изменить положение рукоятки крана в другое, более удобное, положение при ослаблении затяжки накидной гайки В .
На корпусе насоса установлена панель 17 с блоком индикации тахометра 16 и блоком управления вакуумным насосом 15 .

Варианты исполнения насоса

Насос имеет несколько конструктивных исполнений, различающихся между собой по своему составу и по функциональным возможностям.
Обозначение исполнений состоит из обозначения базового исполнения НЦПН-40/100 и дополнительного обозначения, указывающего на наличие в составе насоса тех или иных дополнительных систем.

Значение цифр и букв, входящих в обозначение насоса: 40 - номинальная подача в л/с;
100 - номинальный напор в м;
В1 - наличие встроенной вакуумной системы с электроприводом с полуавтоматическим управлением приводом вакуумного насоса (ручное включение вакуумного насоса и автоматическое его отключение после заполнения центробежного насоса водой), с защитой электропривода от нештатных ситуаций, с возможностью работы в ручном режиме управления приводом вакуумного насоса;
В2 - наличие встроенной вакуумной системы с электроприводом только с ручным управлением приводом вакуумного насоса (вакуумный насос работает до тех пор, пока остается нажатой кнопка "Пуск"). Защита электропривода от нештатных ситуаций отсутствует;
Т - наличие встроенного тахометра, показывающего частоту вращения приводного вала насоса и общее время наработки.

Пожарный насос НЦПН-100/100, где: Н – насос; Ц – центробежный; П – пожарный; Н – нормального давления; 100 – номинальная подача в л/с; 100 – номинальный напор в м; одноступенчатый.

Назначение пожарного насоса

Насос пожарный 100/100 используется при тушении крупных возгораний. Он осуществляет равномерную подачу воды или водного раствора пенообразователя к месту пожара из различных типов источников: открытых водоемов, цистерн или гидрантов. Одним из преимуществ этой модели является возможность установки насоса на разные типы техники - автоцистерны, прицепы, насосные станции ПНС-100 и др.

Описание, особенности

Следует отметить, что центробежный насос 100/100 и все его детали изготовлены из качественных и надежных материалов (например, одно из главных составляющих - рабочее колесо выполнено из бронзы, что гарантирует низкий коэффициент его трения, коррозионную стойкость и долгую эксплуатацию). Сальниковый узел уплотнения вала не требует дополнительной смазки, а необслуживаемые подшипники имеют запас смазки на весь срок службы. Работа насоса характеризируется мягким ходом и пониженным вибрационным фоном.

Комплектация модели насоса состоит из следующих составляющих:

  • центробежный насос;
  • всасывающий коллектор;
  • система подачи и плавного дозирования пенообразователя;
  • патрубок забора пенообразователя из внешней емкости;
  • напорный коллектор с запорной арматурой (обеспечивает раздельную или совместную подачу огнетушащих средств к потребителям);
  • вакуумная система водозаполнения;
  • мановакуумметры (2шт) всасывающей и напорной линий;
  • тахометр электронный цифровой (показывает частоту вращения вала, а также отображает время наработки насоса);
  • пульт управления вакуумной системой водозаполнения.

Область применения

Пожарный насос 100/100 устанавливается на разные типы пожарной спецтехники, которая используется при тушении больших возгораний в различных местах. Больше всего подходит для экплуатации совместно с .

Как купить насос НЦПН-100/100

Если у вас есть сомнения или вопросы по поводу выбранного товара, вы всегда можете обратиться к менеджерам нашей компании. Они дадут компетентные ответы и консультации, а в случае необходимости помогут оформить заказ и купить насос пожарный НЦПН-100/100 по выгодной цене за несколько минут. Также вы можете заказать доставку товара в любой город или страну. Обращайтесь!

Основная информация

Насос центробежный пожарный нормального давления НЦПН-100/100 (далее - насос) предназначен для подачи воды и водных растворов пенообразователей температурой до 303 0 К (30 0 С) с водородным показателем (рН) от 7 до 10,5 плотностью до 1010кг/м 3 и массовой концентрацией твердых частиц до 0,5%, при их максимальном размере 6мм.

Насос применяется для комплектации прицепных и передвижных пожарных насосных станций , предназначенных для подачи воды и водных растворов пенообразователей по магистральным пожарным линиям для непосредственного питания автонасосов, автоцистерн и передвижных лафетных водяных и воздушно-пенных стволов в местах, где отсутствует водопровод, а водоисточники удалены на большие расстояния, а также для установки на пожарные суда и для перекачки больших объемов воды.

Насос устанавливается в закрытом отсеке пожарной насосной станции или катера, в котором во время работы обеспечивается положительная температура воздуха.

Работа насоса на морской воде не предусматривается.

Значение цифр, входящих в обозначение насоса:

  • 100 в числителе - номинальная подача в л/с;
  • 100 в знаменателе - номинальный напор в м.

Предприятие изготовитель

Насос изготавливается УСПТК Пожгидравлика

Конструктивные особенности

Пожарный насос НЦПН-100/100 представляет собой агрегат, состоящий из двух центробежных насосов, объединенных между собой приводным редуктором, и напорным коллектором с запорно-регулирующей арматурой. Насос имеет встроенную вакуумную систему водозаполнения насоса и систему дозирования пенообра-зователя с ручным управлением. Насос снабжен следующими контрольно-измерительными приборами: мановакуумметром, манометром, тахометром, счетчиком времени наработки, указателем температуры масла в редукторе.

Центробежный насос

Центробежный насос представляет собой двухступенчатый насос консольного типа с осевым подводом.В качестве отводящего устройства на первой ступени использован направляющий аппарат открытого типа, а на второй ступени - направляющий аппарат с кольцевой камерой. Оболочку центробежного насоса образуют следующие детали:
  • корпус,
  • крышка направляющего аппарата,
  • крыш-ка.
Внутри корпуса на шарикоподшипнике и роликоподшипнике установлен ротор насоса, в состав которого входит вал, два рабочих колеса с двоякой кривизной лопастей. Уплотнение колес и межступенные уплотнения - щелевого типа.

Подшипник является упорным, закреплен на валу гайкой с левой резьбой.

Гайка стопорится вдавливанием кромки чашечной шайбы в паз гайки.

Второй подшипник является плавающим и имеет возможность перемещаться в обойме для осуществления температурной развязки.

Для смазки подшипников в масляную полость насоса заливается трансмиссионное масло. Уровень масла в масляной полости должен находиться между рисками щупа.

Концевое уплотнение вала - торцового типа. В состав концевого уплотнения входят два уплотнительных кольца из силицированного графита, каждое в своей обойме, и шесть пружин для создания начального поджатия уплотнительных колец. Для слива утечек воды через концевое уплотнение в стакане имеется дренажное отверстие, дренажные отверстия выполнены также в направляющем аппарате и в корпусе. В отверстие корпуса ввернут штуцер для отведения утечек за пределы насосного отсека.

Разгрузка упорного подшипника от осевой силы обеспечивается наличием у рабочих колес разгрузочных отверстий.

Рабочие колеса закреплены на валу при помощи шпонок и гайки, которая стопорится шплинтом. Конец вала с гайкой на входе потока в рабочее колесо закрыт обтекателем.

Для слива воды из полостей насоса в нижней части корпуса установлен сливной шаровый кран, а в крышке направляющего аппарата размещены шариковые обратные клапаны, открывающиеся при сливе воды и закрывающиеся при работе насоса. Управление сливными кранами производится ручкой механизма переключения, выведенной на переднюю часть насоса.

В центробежном насосе смонтирован механизм привода тахометра, включающий в себя червяк, косозубое колесо, закрепленное на валике привода, и первичный преобразователь тахометра. Для смазки подшипников скольжения привода на валу насоса установлен диск, подающий масло в отверстия подшипников разбрызгиванием.

Первичный преобразователь тахометра соединен кабелем с показывающим прибором тахометра, установленным на панели, и показывающим частоту вращения вала центробежного насоса. На правом центробежном насосе вместо червяка и диска установлено распорное кольцо, а отверстие в корпусе под привод закрыто крышкой.

Для защиты рабочей полости насоса от засорения в крышке насоса установлена сетка.

Напорный коллектор

Напорный коллектор состоит из двух корпусов, соединенных между собой патрубком, и закрепленных на корпусах центробежных насосов через патрубки. На коллекторе установлены вентили, элементы вакуумной системы водозаполнения, (вакуумный кран, датчик заполнения, масляные бачки), манометр, а также к коллектору присоединены пеносмесители.

Меры безопасности

  1. К обслуживанию и эксплуатации насоса допускаются лица, аттестованные на знание его устройства, принципа работы и правил эксплуатации.
  2. Общие требования обеспечения мер безопасности и контроля их выполнения – по ГОСТ 12.2.037-78.
  3. Особые меры безопасности должны быть приняты при необходимости временного прекращения расхода воды, а также во время эксплуатации насоса при отрицательных температурах окружающей среды.
    1. Правила эксплуатации пожарной насосной станции должны предусматривать необходимые меры для поддержания положительной температуры в насосном отсеке и исключения возможности замерзания воды в полостях и коммуникациях насоса.
    2. При необходимости временного прекращения расхода воды необходимо снижать обороты двигателя до минимальных, обеспечивающих устойчивую работу приводного двигателя, т.к. работа насоса с нулевой подачей может привести к аварийному перегреву насоса.
    3. Для исключения возможности возникновения аварийных ситуаций, связанных с замерзанием остатков воды в насосе и коммуникациях, по окончании работы рекомендуется после полного слива воды, не закрывая сливные краны, включить привод насоса и поработать на пониженных оборотах "всухую" 10…20 с (не более) с целью удаления остатков влаги из полостей насоса.

      С той же целью по окончании работы включить на несколько (3...5) секунд привод вакуумных насосов при открытом вакуумном кране.

  4. Не допускается работа насоса при давлении на выходе более 15 кгс/см2 или при частоте вращения вала насоса более 2500 об/мин.

    В процессе работы насоса оператор должен следить за показаниями контрольно - измерительных приборов.

    Предельно допустимый нагрев масла в редукторе при работе насоса +1000С, контролировать по указателю температуры на панели.

  5. Для исключения возможности короткого замыкания или случайного включения электропривода вакуумных агрегатов необходимо при монтаже и техническом обслуживании насоса отключать кабели от аккумуляторных батарей пожарной насосной станции.

    При подключенных аккумуляторных батареях замыкание металлическими предметами кожуха и корпуса агрегата А7 на корпус насоса не допускается, т.к. он имеет потенциал относительно корпуса насоса +12 В.

Особенности эксплуатации

Техническое обслуживание

Содержание работ Технические требования
(методика проведения)
1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)
1.1. Проверка работоспособности сливных кранов, кранов на пеносмесителях, кранов эжекторов, привода дозатора Открыть полностью и закрыть все краны, ручку привода дозатора повернуть из одного крайнего положения в другое.
Вращение ручек должно быть плавным без заеданий.
1.2. Проверка целостности коммуникаций насоса и уровня масла в насосе Осмотреть наружные поверхности насоса и коммуникаций. Не должно быть трещин, пробоин и других повреждений, а также подтеканий масла.
Уровень масла должен быть между рисками на щупах. При необходимости долить масло.
1.3. Проверка наличия масла в масляных бачках для смазки вакуумных насосов Поддерживать уровень масла в бачках не менее 1/3 объема.
1.4. Проверка работоспособности вакуумных агрегатов и функционирования системы смазки вакуумных насосов Проверку провести в режиме испытания пожарного насоса на "сухой вакуум". При включении вакуумного насоса маслоподводящая трубка должна полностью заполниться маслом.
1.5. Чистка насоса Очистить наружные поверхности насоса от пыли и грязи, потеков и смазки.
1.6. Проверка герметичности насоса и его коммуникаций на работающем насосе (проверка производится при задействовании насоса на объекте, периодичность проверки устанавливается регламентом проверок пожарной насосной станции) Провести внешний осмотр работающего насоса на наличие течи и каплеобразования.
Допускается утечка воды из дренажных отверстий насоса в виде отдельных капель в количестве не более 60 капель в мин.
2. Техническое обслуживание ТО-1
2.1. Выполнить работы ЕТО См. выше
2.2. Проверка затяжки крепежных деталей Проверить затяжку крепежа насоса и его элементов.
2.3 Проверка расхода масла Средний расход масла за цикл работы в 30с должен быть не менее 2мл.
При несоответствии прочистить жиклер маслопровода капроновой леской сечением 0,4...0,5мм.
Применение проволоки не допускается во избежание обламывания и попадания в рабочий зазор вакуумного насоса.
3. Техническое обслуживание ТО-2
3.1. Выполнить работы ТО-1 См. выше
3.2. Замена масла в масляной ванне редуктора и полостях насоса Слить отработанное масло из редуктора и полостей насоса, вывернув сливные пробки в редукторе и в корпусах насосов.
Залить новое масло через отверстие в верхней части одного из корпусов насоса, закрытое пробкой-сапуном, до уровня верхней риски щупов (- 10 л).
Измерение уровня масла производить после установления общего уровня в сообщающихся полостях насосов через полость редуктора.
3.3. Смазка винтов напорных вентилей Полностью открыть (вывернуть до упора) вентили и закачать смазку через пресс-масленки.

Проверка насоса на "сухой вакуум"

  • подготовить пожарный насос к проверке (установить на всасывающий патрубок заглушку, закрыть все краны и вентили);
  • открыть вакуумный кран;
  • включить питание блока управления (тумблер "Питание");
  • запустить вакуумные агрегаты (в автоматическом режиме запуск производится кратковременным нажатием кнопки "Пуск" (нажать и отпустить), в ручном режиме - кнопку "Пуск" нужно нажать и удерживать в нажатом положении);
  • произвести вакуумирование пожарного насоса до уровня разрежения не менее 0,75 кгс/см2 (при нормальном состоянии вакуумного насоса, пожарного насоса и его коммуникаций эта операция занимает не более 10 с);
  • закрыть вакуумный кран и остановить вакуумные агрегаты (в автоматическом режиме останов производится принудительно нажатием кнопки "Стоп", в ручном режиме - нужно отпустить кнопку "Пуск");
  • отметить по мановакуумметру величину разрежения в насосе и при помощи секундомера проверить скорость падения разрежения. Падение разрежения в полости насоса за 3 мин. (разность двух показаний манова-куумметра) не должно превышать 0,2 кгс/см 2 .Если падение разрежения за 3 мин. превышает 0,2 кгс/см 2 , то это свидетельствует о наличии неплотностей в насосе или коммуникациях, которые необходимо устранить. Обнаружить места неплотностей насоса можно путем внешнего осмотра по наличию утечек воды при его работе;

У данной страницы нет кураторов!

Насос является достаточно надежным изделием при условии строгого соблюдения правил эксплуатации, изложенных в данном руководстве.

Во избежание преждевременного выхода насоса из строя необходимо при монтаже, эксплуатации и техническом обслуживании насоса учитывать следующие требования:

Исключить возможность попадания посторонних предметов во внутренние полости насоса;

Следить за состоянием системы смазки насоса: своевременно пополнять масляный бачок и устранять возможные засоры маслопровода и другие неисправности;

Использовать вакуумный насос только по прямому назначению;

Не допускать работу вакуумного агрегата с превышением времени непрерывной работы более 1 мин. за один цикл водозаполнения и более трех длительных (до 1 мин.) циклов водозаполнения подряд;

Не допускать попадания воды в вакуумный насос;

Не оставлять насос, залитый водой (а, тем более, зимой в неотапливаемом помещении);

Следить за уровнем масла в картере насоса и своевременно заменять его.

Для обеспечения постоянной технической готовности насоса предусматриваются следующие виды технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание (ЕТО), техническое обслуживание ТО-1 и техническое обслуживание ТО-2. Сроки проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 насоса должны совпадать со сроками проведения ТО-1 и ТО-2 (соответственно) пожарного автомобиля.

Перечень работ для указанных видов технического обслуживания приведен в табл.3.

Таблица 3

Технические требования
(методика проведения)

1. Ежедневное техническое обслуживание

Проверка работоспособности кранов, и вентилей

Открыть полностью и вновь закрыть все вентили и краны. Вращение маховиков и рукояток должно быть плавным, без заеданий.

Проверка целостности коммуникаций насоса

Осмотреть наружные поверхности насоса и коммуникаций. Не должно быть трещин, пробоин и других повреждений, а также утечек масла из масляных емкостей.

Проверка наличия масла:

В картере насоса

Уровень масла должен быть между рисками на корпусе насоса

В масляном бачке вакуумного агрегата

Уровень масла в бачке должен быть не менее 2/3 объема бачка

При необходимости долить масло.

Перечень смазочных материалов приведен в табл. 4

Проверка работоспособности вакуумной системы, герметичности насоса и его коммуникаций
Чистка насоса

Очистить наружные поверхности насоса от пыли и грязи, потеков пенообразователя и смазки.

2. Техническое обслуживание ТО-1

Выполнить работы ЕТО
Проверка затяжки крепежных деталей

Проверить затяжку крепежа насоса и его элементов

Проверка расхода масла

Средний расход масла за цикл работы в 30 сек. должен быть не менее 2 мл. При несоответствии прочистить жиклер маслопровода или уменьшить вязкость масла

3. Техническое обслуживание ТО-2

Выполнить работы ТО-1
Замена масла в картере насоса

Слить отработанное масло через трубку маслоуказарис.1). Залить новое масло через отверстие в корпусе, закрытое пробкой 19, при этом уровень масла в трубке 20 должен быть напротив верхней риски Б на корпусе насоса

Очистка рабочих поверхностей датчика заполнения

Вынуть датчик за изолятор 4 (рис.8) из коллектора, очистить электрод и видимую часть поверхности "А" коллектора (в зоне электрода 6) до металла, при установке датчика обратно смазать выступающую поверхность уплотнительного кольца 3 любой густой смазкой типа Литол 24.

Подтянуть сальниковое уплотнение вала центробежного насоса

8.1. Проверка работоспособности вакуумной системы,


герметичности насоса и его коммуникаций

Проверка работоспособности вакуумной системы и герметичности насоса производится путем испытания насоса на "сухой вакуум" в следующей последовательности:

а) на всасывающий патрубок пожарного насоса установить заглушку, закрыть все напорные вентили и сливной кран насоса, закрыть дозатор, кран подачи пенообразователя и кран подачи воды из цистерны, открыть вакуумный кран;

б) установить тумблер "Режим" блока управления в положение "Авт.", а тумблер "Питание" – в положение "Вкл". При этом должен загореться индикатор "Питание";

в) запустить вакуумный насос кратковременным нажатием кнопки "Пуск" (нажать и отпустить). При этом должен загореться индикатор "Вакуумирование", и мановакуумметр пожарного насоса должен показывать нарастающее разрежение.

Во время работы вакуумного насоса проверить визуально подачу смазки в вакуумный насос - после запуска вакуумного насоса масло в трубке 10 (рис.1) должно подняться вплотную до жиклера 2 (рис. 11);

г) по достижении разрежения внутри насоса не менее 0,75 кгс/см2 закрыть вакуумный кран и отключить вакуумный насос, нажав кнопку "Стоп" на блоке управления. Отметить по мановакуумметру величину разрежения в насосе и включить секундомер;

д) по истечении 3 мин. повторно измерить уровень разрежения в полости насоса. Падение разрежения в полости насоса за 3 мин. (разность двух показаний мановакуумметра) не должно превышать 0,2 кгс/см2.

Если падение разрежения за 3 мин. превышает 0,2 кгс/см2, то это свидетельствует о наличии неплотностей в насосе или коммуникациях, которые необходимо устранить. Обнаружить места неплотностей насоса можно путем внешнего осмотра по наличию утечек воды при его работе, а на неработающем насосе - по наличию утечек воды при опрессовке его водой избыточным давлением. Производить опрессовку следует при закрытых напорных вентилях давлением не более 6 кгс/см2. При этом, для исключения попадания воды в вакуумный агрегат 24 (рис.1), всасывающий рукав 23 с вакуумного крана 6 должен быть временно снят.

8.2. Порядок регулирования сальникового уплотнения вала насоса.

Регулирование уплотнения вала насоса заключается в увеличении степени обжатия уплотнительных колец в уплотнительном блоке (рис.3) и осуществляется в следующей последовательности:

а) снять крышку насоса 12 (рис.2);

б) снять с вала рабочее колесо 10;

в) освободить головки болтов от контровочной проволоки;

г) равномерно подтягивая болты 8 (рис.3), нажимным кольцом 9 обжать уплотнительные кольца, контролируя момент проворачивания вала насоса, который должен быть 1...1,5 кгс·м. Неравенство зазора Б в зоне технологических отверстий В - не более 0,2мм;

д) законтрить головки болтов проволокой согласно рис.3. Натяжение контровочной проволоки должно быть направлено на заворачивание болта;

е) собрать насос;

ж) если при дополнительном обжатии уплотнительных колец зазор Б полностью выбран, а течь из дренажного отверстия не устранилась, следует установить дополнительное кольцо 4. При отсутствии запасного уплотнительного кольца допускается между нажимным кольцом 9 и уплотнительным кольцом 4 установить кольцо из коррозионностойкого металла толщиной до 3мм. При этом диаметральные размеры кольца должны соответствовать размерам нажимного кольца 9.;

з) после установки дополнительного кольца повторить операции по п. г).…е).

Перечень смазочных материалов

Таблица 4

Наименование смазываемого механизма(узла)

Наименование смазочных материалов

Способ и порядок нанесения смазочных материалов

Периодичность смазки

Масляная ванна картера насоса

Масло трансмиссионное ТАД-17И или ТАД-15П ГОСТ 23652-79 *

Заливка через отверстие в корпусе, закрытое заглушкой, до уровня верхней риски на корпусе насоса

При ТО-2 или по мере расхода

Вакуумный насос

Масло моторное всесезонное ГОСТ 10541 *

Заливка в масляный бачок (до нижней кромки заливочной горловины бачка)

По мере расхода

Зубчатые колеса и опоры скольжения привода дозатора

Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87

Нанесение смазки на зубья колес и на цилиндрическую поверхность трения опор скольжения

При переборке насоса во время текущего ремонта

* - допускается использовать трансмиссионные и моторные масла тех марок, которые применяются в пожарном автомобиле.


9. Особенности конструкции и порядка эксплуатации

некоторых исполнений насоса

По своему составу исполнения насосов отличаются одно от другого наличием или отсутствием тахометра и наличием и типом встроенной вакуумной системы.

В исполнениях насоса без тахометра (в обозначении исполнения отсутствует буква "Т") отсутствуют блок индикации тахометра 16 (рис.1) и датчик 6 (рис.2), а отверстие под датчик заглушено пробкой. Частоту вращения вала насоса в этом случае следует определять по тахометру автомобиля с учетом передаточного числа привода насоса.

В исполнениях насоса без вакуумной системы (в обозначении исполнения отсутствует обозначение "В1" или "В2") в напорном коллекторе отверстие под установку датчика заполнения закрыто заглушкой, но сохранено присоединительное место под установку вакуумного крана для возможности установки другой вакуумной системы по усмотрению потребителя. Размеры под установку вакуумного крана соответствуют размерам присоединительного стандартного вакуумного затвора и показаны на рис.15

Исполнение насоса НЦПН-40/100В1 в части конструкции вакуумной системы и эксплуатации насоса полностью идентично описанному в Руководстве.

Исполнения насосов НЦПН-40/100В2 и НЦПН-40/100В2Т

В отличие от описанного в Руковод­стве исполнения вакуумная система "В2" имеет только ручное управление работой вакуумного агрегата. В данной системе использован другой блок управления и несколько отличается электрическая схема. Электрическая схема соединений элементов показана на рис14.

Управление двигателем вакуумного агрегата осуществляется одной кнопкой на блоке управления: при нажатии кнопки двигатель запускается, при отпускании кнопки двигатель останавливается.

На блоке управления имеется два световых индикатора:

Индикатор "Пуск", который загорается одновременно с нажатием на кнопку блока управления;

Индикатор "Готов", который загорается по сигналу датчика заполнения. При этом индикатор "Готов" лишь извещает о заполнении насоса, но команды на отключение привода двигателя вакуумного агрегата не выдает.

Какие-либо блокировки нештатного режима работы вакуумной системы отсутствуют. Поэтому при работе с данной вакуумной системой оператору необходимо внимательно следить за работой двигателя и процессом заполнения, своевременно отключая двигатель в конце заполнения насоса и в случае заклинивания вакуумного насоса.

При заполнении насоса водой с помощью вакуумной системы "В2" контроль момента окончания процесса водозаполнения и отключения двигателя вакуумного насоса осуществляется визуально по индикатору "Готов". В момент загорания индикатора следует немедленно закрыть вакуумный кран и, спустя 2…3 секунды, отпустить кнопку блока управления. Указанные 2…3 секунды дополнительной работы вакуумного насоса после закрытия вакуумного крана необходимы для удаления из вакуумного насоса остатков воды в случае ее возможного попадания в вакуумный насос при несвоевременном закрытии вакуумного крана.

Пожарный насос нормального давления НЦПН-40/100-В1Т - применяется для комплектации пожарных автомобилей всех видов (легкого, среднего и тяжелого класса), используемых при тушении пожаров. Насос НЦПН-40/100-В1Т может устанавливаться на пожарные автоцистерны старых моделей вместо насоса ПН-40УВ.

Особенности:

  • Унифицированные габаритно-присоединительные размеры. Обеспечивается полная взаимозаменяемость с насосом ПН-40УВ
  • Улучшенные гидравлические показатели. Подача с высоты всасывания 3,5 м - до 50 л/с, от гидрантов - более 60 л/с; имеется запас по напору
  • Повышенный к.п.д. Обеспечивается экономия топлива, снижаются нагрузки на двигатель
  • Мощный пеносмеситель. Обеспечивается возможность работы пенных установок производительностью до 50 л/с
  • Усовершенствованный дозатор. За счет плавной и точной регулировки обеспечивается экономия пенообразователя
  • Вакуумная система типа "АВС". Обеспечивается ускоренный водозабор, проверки на "сухой вакуум" производятся без запуска двигателя
  • Уплотнительный сальник новой конструкции. Не требует текущего обслуживания, обладает высокой надежностью и износостойкостью
  • Гарантия качества от производителя. Каждое изделие проходит полный цикл приемочных испытаний на специальных стендах

Комплектация

  • насос центробежный
  • вакуумная система водозаполнения АВС-01Э
  • система подачи и дозирования пенообразователя
  • напорный коллектор с тремя вентилями
  • полный пакет контрольно-измерительных приборов (2 мановакуумметра, цифровой тахометр, счетчик времени наработки)
  • паспорт
  • руководство пользователя
  • упаковка

Характеристики

Номинальная частота вращения приводного вала, об/мин. 2700
Номинальная подача, л/с 40
Напор насоса в номинальном режиме, м, не менее 100
Потребляемая мощность при номинальных значениях подачи и напора, л.с., не более 82
Наибольшая подача насоса с высоты всасывания 3,5м при номинальном напоре, л/с 50
Потребляемая мощность при подаче 50 л/с и напоре 100 м, л.с., не более 105
Диаметр всасывающего патрубка Dу 125 мм
Количество и условный проход выходных патрубков 3 х Dу 70 мм
Габаритные размеры насоса (длина х ширина х высота), мм, не более 650 х 940 х 680
Масса насоса в полной комплектации (сухая), кг, не более 80