Мелкая бытовая техника

Изобретения первой мировой войны кратко. Военные изобретения времен первой мировой войны В первой мировой войне что было изобретено

Изобретения первой мировой войны кратко. Военные изобретения времен первой мировой войны В первой мировой войне что было изобретено

12.09.2017

Все мы привыкли рассматривать военные действия под углом решающих событий, сражений, потерь и побед. Многие согласятся, что война - это негативный процесс человечества, который приносит много неразрешенных проблем и поломанных жизней, но если посмотреть на все это с другой точки зрения, то можно увидеть и позитивные моменты, принесенные войной.

Так, многие философы утверждают, что война является неизбежным этапом эволюции человечества, который не только позволяет регулировать население земли, но и выводит людей на следующий уровень технологического развития. Ведь все технические революции происходят зачастую после крупных военных конфликтов и противостояний между державами. Особенно это касается медицины и тяжелой промышленности. Доказательством тому может служить Первая мировая война, о которой мы сегодня и поговорим.

Кварцевая лампа

В конце войны Германия находилась в плачевном состоянии. У страны не было достаточного продовольствия, и народ погрузился в страшную бедность. В 1918 году множество детей в Берлине страдали рахитом. Тогда медики вовсе не знали, как лечить эту загадочную болезнь и не понимали ее природы. Было понятно лишь то, что она как-то связана с бедностью.

Немецкий врач Курт Гульдчинский решил провести ряд экспериментов и лечить людей ультрафиолетовыми лучами. Для этого он взял четырех детей разного возраста и облучал их с использованием кварцевых ламп. Со временем ему удалось установить, что костная ткань детей начала укрепляться, и организм шел на поправку. Так удалось совершить величайший прорыв в медицине, поборов еще одну загадочную и неизлечимую в то время болезнь.

Во времена Первой мировой Германия при помощи своих подводных лодок сумела потопить тысячи судов Союзников. Тогда подводные лодки являлись огромной угрозой, так как выследить их было очень непросто. Известные на то время гидрофоны и подводные микрофоны не могли дать четких результатов.

Тогда британские ученые обратили внимание на ультразвук. На его основе был разработан прибор эхолокации, который довольно точно устанавливал расстояние до объекта, что позволило выслеживать подлодки на больших дистанциях и вести с ними борьбу.

Как известно, Первая мировая отличалась особой жестокостью боев и массовыми увечьями солдат. Именно этот факт привел к развитию новой отрасли в медицине, связанной с устранением дефектов на теле и лице. Первым врачом, проводившим такие операции, стал новозеландский доктор Гарольд Гиллис. За время войны им было проведено более 5 тысяч пластических операций, большинство из которых делались на лице.

Что же касается первого солдата, успешно перенесшего пластическую операцию, то им считается моряк Уолтер Йео, который потерял веки во время сражения близ Ютландии.

Существует миф о том, что наручные часы начали носить в годы Первой мировой. На самом деле, такой способ ношения часов был известен задолго до этого и использовался зачастую женщинами. Все же, наручные часы не прижились в обществе и больше были экзотическим украшением.

Первая мировая способствовала существенной популяризации этого аксессуара. Часы имели огромное значение, так как из-за нехватки качественных средств связи позволяли вести одновременные наступления, планировать и проводить военные операции. Поэтому каждый офицер имел в своем гардеробе наручные часы, которые освобождали обе его руки, в отличие от часов на цепочке, и не мешали в бою. Это превратило наручные часы в символ высокого статуса и привело к их распространению, ведь носить этот аксессуар стало настоящей гордостью.

Сегодня одним из основных материалов в инфраструктуре современного мира, несомненно, считается нержавеющая сталь. Однако мало кто знает, что открыли ее именно в военные годы - в 1913 году. Тогда ученые боролись с большой проблемой, которая заключалась в деформации стволов под воздействием высоких температур и сильного трения. Необходимо было найти материал, обладающий должной стойкостью к таким нагрузкам.

Тогда за это дело взялся Гарри Бреарли. Он проводил массу опытов, используя различные сплавы, большинство из которых заканчивались неудачей. Ученый выбрасывал испытуемые экспонаты на свалку невдалеке от лаборатории, но со временем заметил, что часть выброшенных сплавов металлов не поддавалась коррозии, что и привело к открытию нержавейки. Это не решило вопроса устойчивости, но позволило справиться с другой, не менее важной проблемой. В годы войны из нее начали изготавливать авиадвигатели.

Соевые сосиски

Этот продукт был изобретен немецким ученым Конрадом Аденауэром, который в свое время был мэром Кельна. В военные годы жители города серьезно страдали от нехватки продовольствия, что было вызвано английской блокадой.

Мэр работал над решением этого вопроса, экспериментируя с различными продуктами, которые могли бы заменить людям основную пищу – хлеб и мясо. Эксперименты с получением хлеба закончились неудачей. Мэр установил, что можно готовить хлеб, используя кукурузную муку, поставляемую из Румынии, но вскоре Румыния вышла из войны и перестала совершать поставки.

Что же касается мясных продуктов, то мэр нашел отличный заменитель мяса, предложив использовать вместо него в сосисках сою. Тогда и появились на свет знаменитые «Кельнские сосиски», которые в то время также называли «сосисками мэра». Это открытие позволило немцам пережить блокаду и справиться с голодом и нашло свое применение в сегодняшней пищевой индустрии.

Война совершила прорыв и в текстильной промышленности. Люди, начиная с XIX века, работали над тем, чтобы найти максимально быстрый и простой способ для скрепления одежды и обуви.

Прорыв в этой области совершил американский инженер Гидеон Сундбек, который был основным дизайнером Universal Fastener Company. В 1913 году он запатентовал свое открытие. Бегунок быстро нашел применение в военной сфере. После этого он постепенно перекочевал и в повседневную одежду.

Известно, что большинство солдат во время боев умирали не от причиненных противником ран, а от кровопотери. Впервые переливания крови начали осуществлять еще в 1901 году, когда были открыты и систематизированы различные группы крови. Все же тогда это делалось непосредственно от донора к пострадавшему, что в боевых условиях было очень затруднительно.

В то время еще не умели сохранять кровь в банках, и многие солдаты умирали на поле боя в связи с этой проблемой. Тогда американский ученый Пентор Роуз провел ряд экспериментов по добавлению в кровь цитрата калия и дектозола, что позволило бы крови не свертываться. Уже в 1919 году в Бельгии американские военные под предводительством Освальда Робертсона провели первое переливание крови из банки. Это открытие позволило сохранить жизнь множеству солдат, а в будущем совершило настоящую революцию в медицине.

В начале войны основные переговоры между войсками осуществлялись при помощи телеграфа, отчего пилоты, взлетевшие в воздух, оставались один на один с самолетом и не могли принимать приказов и переговариваться с другими пилотами. Максимум, что они могли - это кричать и жестикулировать соседним авиаторам. Это существенно затрудняло процесс полета и подвергало жизнь пилотов еще большему риску.

Радиотехника в те годы находилась в плачевном состоянии. Открытие радиопередачи в авиации пришлось на 1916 год, тогда американским ученым удалось совершить прорыв в этой сфере и оборудовать самолеты радиопередатчиками. Конечно, первая связь отличалась низким качеством и высоким уровнем шума, вызванного работой моторов. Однако именно это открытие привело к развитию нынешней авиасвязи и сделало возможным затяжные полеты.

Сегодня без конвейера не обходится почти ни одно производство мира, но немногие знают, что эта технология была изобретена в годы Первой мировой войны. Это изобретение принадлежит Генри Форду, который разработал данный способ в 1910 году и применил на практике в 1913 году.

Тогда промышленник получил крупный военный заказ и для того, чтобы выполнить его в срок, был придуман этот метод. В результате этого форды стали самыми распространенными военными машинами, используемыми союзниками на западном фронте.

Все эти и многие другие открытия демонстрируют стремительное развитие науки и техники во время военных конфликтов.

Первая мировая война навсегда изменила облик сражения сделав его массовым, кровавым, динамичным и беспощадным. Применение отравляющих веществ, появление миномётов и осколочных гранат, массовое использование противопехотных мин и пулемётов, производство танков и авианосцев, скачок в шифровании и разведке, вот лишь небольшой перечень того, что дала человечеству эта война.

1.Бронированное передвижное боевое устройство Царь-танк, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 г.

Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр был впоследствии разобран на металлолом.


2. У британцев это изобретение получилось лучше. Танки были впервые применены именно в ходе первой мировой войны и являлись "ответом" на проблему затяжных "окопных войн", когда стороны могли буквально вечно сидеть в своих окопах друг напротив друга. На несколько десятков лет вперед танки стали основной ударной силой сухопутных сражений.

3.Впервые появились самолеты способные нести серьезную бомбовую нагрузку. Бомбардировщик Илья Муромец — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России в течение 1913—1918 гг.На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

4.Улучшилось медицинское обслуживание. Грузовик Renault с мобильной установкой для рентгена — еще одно ноу-хау той войны, серьезно облегчившее лечение раненных и покалеченных солдат.

5.Появление железных касок у солдат — еще одном изобретении первой мировой войны. Учитывая массовое применение пулемётов и осколочных гранат, на головы солдат буквально посыпался град из пуль, шрапнели, осколков снарядов.Кроме того, «окопный» характер боевых действий проводил к тому, что наиболее уязвимой частью тела пехотинца была именно голова, которая волей-неволей периодически «высовывалась» из окопа.

6.На этом эволюция военной мысли не остановилась и обратилась к средним векам. Индивидуальная бронезащита могла останавливать пулю и шрапнель

Русские войска первыми применили так называемые передвижные баррикады.

7.Первая мировая прошла под знаком соревнования брони и снаряда. Бронировались поезда, автомобили, корабли и даже мотоциклы.

8.Первая мировая война то время, когда пулеметы массово начали применяться на полях сражений, навсегда изменив динамику боя.

Легендарный пулемёт Льюиса(внизу)

9.Широко стала использоваться проводная и беспроводная связь. Германские связисты при помощи тандем-велосипеда заряжают генератор передвижной радиостанции. Тыл Восточного фронта, сентябрь 1917 года

10. Минометы начали активно использовать только во время Первой мировой. Назначение его заключалось в доставке осколочного или шрапнельного заряда в траншеи противника. Затем миномёты начали активно использоваться при ведении химической войны. По одному участку залпом выпускали несколько сот мин и сразу создавали густое облако. В этом облаке гибло все живое. Для стрельбы химическими боеприпасами применяли минометы более простого устройства, которые назывались газометами. Первыми в первой мировой войне минометы применили немецкие артиллеристы при осаде бельгийских
крепостей Мобеж, Льеж, Антверпен в августе 1914 года.


Британский 81-мм миномёт системы капитана Стокса(вверху)

9-см бомбомёт типа Г. Р. и 58-мм миномёт ФР образца 1915 года (вверху)
Британцы на позициях с газометом (внизу)

Первую газометную атаку британцы произвели 4 апреля 1917 г. у Арраса. С появлением газометов химическая война вступила в наиболее опасную фазу.

11.Массовое применение подводных лодок так же началось во время первой мировой.

12. Британский авианосец HMS Argus, 1918 год. Авианосцы — корабли, которые позволяли самолетам взлетать с их палубы и садиться на нее — впервые были применены именно во время первой мировой войны.

13. Офицер принимает из рук летчика камеру, которую только что использовали для съемки местности. Массовое применение авиации, как в военных действиях, так и для разведки — еще одно нововведение первой мировой войны.

Для России Первая мировая война фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала первые военные победы, но уже в середине августа русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.

Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий.В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения….


В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.

The historic drawing on a postcard from 1917 shows a propaganda portrayal of a «Gas Alarm» in the German bunker on a World War One battlefield. Chemical weapons were used during WWI. The First World War was carried out in Europe, the Middle East, Africa, East Asia and on the world’s oceans from 1914-1918. Photo: Sammlung Sauer — NO WIRE SERVICE

Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт. Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество». Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.

Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь - озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.

Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.

Первые танки

Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями ».

Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.

Первая военная авиация.

Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» - российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.

Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.

В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.

Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания в ручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было не безопасно для самого пилота.

В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.

Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.

Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,

а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие работу авиамоторов.

Военный субмарины. Русская «Пантера»

В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки. За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.

В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров. Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ» , затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Семь подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.

Железнодорожный транспорт.

в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год - около 6000 вёрст железнодорожного полотна.

В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию - от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.

В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) - принадлежали частным обществам.

В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей. Перед началом Первой мироой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили около 7877 км железных дорог, в то время, как за счёт государственный счёт построено 2885 км.

Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.

В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.

В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.

Пулемёты, пушки, артиллерия.

В Первую Мировую войну пулемёты британского оружейника Хайрема Стивенса Максима называли «адским косильщиком». Первый пулемёт Максим создал в 1883 году, это было очень надежное, простое и живучее оружие, работающее по весьма простой системе.

Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.

В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».

Животные в войне.

На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но все животные саперы-подводники были отравлены, по мнению современников, немецкими агентами разведки.

Главной тягловой силой на дорогах Первой мировой войны оставались лошади. Накануне Первой мировой войны русская гвардейская кавалерия была усилена и выступила достаточно подготовленной. Каждая война приносит непредвиденные сюрпризы, о которых трудно было догадаться в мирное время.

В начале войны обнаружилось, что времена лихих конных атак отошли в область предания. Кавалерист с пикой или шашкой был бессилен против массированного огня пулемёта, пушки, артиллерии. Кавалерист с ружьём тоже был малопригодным бойцом, так как он был хорошим объектом для стрельбы, при этом сам оставался плохо стреляющим всадником. Бой в пешем строю одержал верх, на кавалерийскими атаками.

Голубей успешно тренировали и для аэрофотосъемки. Первый патент на миниатюрную фотокамеру для голубя с хорошим качеством снимков, получил в 1908 году изобретатель Юлиус Нойброннер (немец), но в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей не была широко использована.

На борту подводной лодки и в солдатских окопах Первой Мировой можно было часто встретить кошек, которые были для солдат детекторами контроля чистоты воздуха и предупреждали об очередной газовой атаке.

В Первой мировой войне использовали дрессированных санитарных-собак в качестве медицинских помощников, разведчиков, посыльных, прокладчиков телеграфных проводов, для обеспечения связи.

Собаки переносили в медсанбат фуражку раненого война и приводила санитаров, для оказания первой медпомощи, собаки доставляли приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу.

Военные курьёзы.

Энигма (от др.-греч. αἴνιγμα - загадка; англ. Enigma) — дисковая шифровальная машина времен Второй Мировой Войны, в основе механизма диски с 26 перепайками. Первые упоминания об энигме относятся к 1918 году, а наибольшее распространение энигма получила в нацистской Германии «энигма вермахта» (Wehrmacht Enigma). В 20-х годах XX века было создано целое семейство электромеханических машин, которые использовались для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Криптоаналитик Антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью энигмы. Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием «Бомба».

Помимо удачных военных разработок в армиях участников войны появлялись и курьезные изобретения. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны практически не использовались в армии.

Немцы изобрели тяжелые латы трансформеры в которых трудно было передвигаться, к тому же латы легко простреливали пули пулемёта.

Окопные доспехи против пуль и осколков, бронежилеты, бронемашины, передвижные баррикады, гусеничные тягачи и т. д. Встречались даже забавные изобретения — бомбо-метательная машина, рогатка и т. д.Статьи

Первая мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами… Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.

А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война - это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника… Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.

Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.

«Пулеход» Шовкопляса

Машина эта представляла собой огромную пулю на колесиках или, как вариант, на роликах, вмещавшую в себя множество солдат. Пулемет диковинной многоствольной конструкции торчал из задней стенки чудо-машины и поливал противника градом пуль. Почему из задней? Видимо потому, что, по мнению автора проекта, крестьянина Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса, остановить его «пулеход» было невозможно. Легко преодолев укрепления противника, сия машина оставит вражеских солдат далеко позади себя, и вот тут-то пулемет и начнет свое дело. Вопросами устройства ходовой базы и характеристиками двигателя для «пулехода», равно как и системы адского многоствольного суперпулемета, Роман Иванович себя не утруждал.

Тем не менее даже такие изобретения рассматривались, а автору по почте приходило официальное заключение компетентной комиссии. Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.

Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова

Под гламурным названием скрывалась обыкновенная бочка легкого бронирования, которая перемещалась посредством солдат, бегущих внутри бочки по принципу «белка в колесе». По бокам бочки подразумевались бойницы, из которых несчастные на бегу могли бы вести смертоносный огонь. Бочка должна была давить невменяемых, и, видимо, предварительно обездвиженных солдат противника. Даже страшно представить судьбу экипажа митральезы «Вулкан» в случае, если бы она покатилась под уклон… Впрочем, сдвинуть тяжелую бочку с места вряд ли смог бы и самый многочисленный и сплоченный коллектив.

Судя по специфике предложенных проектов, тыловые изобретатели продолжали видеть неприятельские полчища в виде построенных ровными рядами неподвижных оловянных солдатиков.

Каток Скрозникова

Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.

Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника…

«Нетопырь» Лебеденко

Особняком в этом ряду стоит знаменитый танк Лебеденко, он же «Нетопырь», он же Царь-танк. Колесная боевая машина представляла собой подобие старинного орудийного лафета с двумя огромными колесами диаметром 9 метров и расположенным между ними бронированным корпусом шириной 12 метров. Двигалось это чудовище посредством двух автономных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Экипаж машины состоял из 15 человек, обслуживающих две пушки и несколько пулеметов. Проектная скорость монстра должна была составлять около 17 километров в час.

Автор проекта сумел пробиться на прием к самому государю-императору. С собой в Зимний дворец он принес деревянную модель своей машины. Заводная модель носилась по паркету дворца, лихо перескакивая препятствия, собранные из томов книг из библиотеки государя. Царь заворожено наблюдал за проделками Царь-танка. В результате проект Лебеденко обрел государственное финансирование.

Довольно быстро на секретном полигоне под Москвой в районе современной станции Орудьево Савеловского направления в конце лета 1915 года был создан опытный экземпляр уникальной боевой машины. Проехав несколько метров аппарат застрял в болоте, откуда его не смогли вытянуть даже самые совершенные для того времени тягачи. Там он и простоял, обрастая березками, до середины двадцатых годов, пока не был разобран на металлолом. До сих пор ходят слухи, что среди лесов можно проследить продавленную в грунте широченную колею…

Если бы машина Лебеденко наглухо не засела в Дмитровских болотах, то можно было только позавидовать немецким артиллеристам, получившим бы удовольствие оттачивать меткость стрельбы по столь уязвимой и неординарной мишени. Тем не менее это была самая крупная в мире бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Эпициклоид «Обой»

Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей, эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.

«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.

Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.

Естественно, что проект эпициклоида Семчишина не был принят ГВТУ. Хотя бы по той простой причине, что подобный монстр просто бы смялся под собственной тяжестью еще в процессе сборки.

Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка

Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ. Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.

Интересны и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой…

Были и действительно перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, - прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.

Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50…

Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.

Война подстёгивает научно-технический прогресс. Государства ведущие войны стараются больше уничтожить солдат противника, и, в то же время, своих солдат уберечь от поражения. Пожалуй, самой плодовитой на изобретения была первая мировая война.

R2D2. Самоходная огневая точка на электрической тяге. За ней через всё поле боя тащился кабель.

Французские окопные доспехи против пуль и осколков. 1915г.

Sappenpanzer появился на Западном фронте в 1916 году. В июне 1917 года, захватив несколько немецких бронежилетов, союзники провели исследования. Согласно этим документам, немецкий бронежилет может остановить пулю винтовки на расстоянии в 500 метров, но его главное предназначение против шрапнели и осколков. Жилет можно вешать как на спине, так на грудь. Первые образцы собраны оказались менее тяжелыми, чем поздние, с начальной толщиной 2,3 мм. Материал - сплав стали с кремнием и никелем.


Такую вот масочку носили командир и водитель английского Mark I для защиты лица от осколков.


Передвижная баррикада


Немецкие солдаты захватили передвижную баррикаду

Мобильный щит пехотинца (Франция). Непонятно к чему там мужик с котом

Экспериментальные шлемы пулеметчиков на самолётах. США,1918 год.

США. Защита для пилотов бомбардировщиков. Бронетрусы.

Различные варианты бронированных щитов для полицейских из Детройта.


Австрийский окопный щит, который мог носиться как нагрудник. Мог то он мог, но желающих постоянно тащить на себе такую тяжёлую железяку не находилось.


«Черепашки-нинзя» из Японии.


Бронещит для санитаров.

Индивидуальная бронезащита с незамысловатым названием «Черепаха». Насколько я понимаю «пола» у этой штуки не было и боец сам двигал ее.

Лопата-щит МакАдама, Канада, 1916. Предполагалось двойное использование: как в качестве лопатки, так и стрелкового щитка. Было заказано канадским правительством серией в 22 000 шт. В результате приспособление было неудобно как лопата, неудобно из-за слишком низкого расположения бойницы как стрелковый щит, и насквозь пробивалось винтовочными пулями. После войны переплавлены как металлолом

Коляска, Великобритания 1938 год.

Бронированный наблюдательный пункт

Французская бомбо-метательная машина


Военная рогатка

Что же касается бронемашин, то тут существовали самые немыслимые конструкции


24 апреля 1916 года в Дублине вспыхнуло антиправительственное восстание (Пасхальное восстание - Easter Rising) и для передвижения войск по обстреливаемым улицам англичанам были нужны хоть какие-то бронемашины.

26 апреля, всего за 10 часов специалисты 3-го резервного кавалерийского полка, используя оборудование мастерских Южной железной дороги в Инчикоре, смогли собрать бронеавтомобиль из обычного коммерческого 3-тонного грузового шасси «Даймлер» и… парового котла. И шасси, и котёл, были доставлены с пивоваренного завода „Guinness“

Бронедрезина

Грузовик переделанный под броневик

Датский „броневик“, изготовленный на основе грузовика Gideon 2 T 1917 с бронёй из фанеры(!).

Автомобиль Пежо переделанный под броневик

Бронетачанка

Это какой-то гибрид самолёта и броневика.

Военные аэросани

То же, но на колёсах

Броневик не базе автомобиля Мерседес

В июне 1915 г. началось производство тягача Marienwagen на заводе Daimler в Berlin-Marienfelde. Этот тягач выпускался в нескольких вариантах: полу-гусеничный, полностью гусеничный, хотя их базой был 4-х тонный тягач Daimler.

Для прорыва через поля, опутанные колючей проволокой придумали вот такую сенопроволококосилку.

А это ещё одна такая, преодолевала любые препятствия.

А это прототип танка


Танк FROT-TURMEL-LAFFLY, колесный танк, построенный на шасси дорожного катка Laffly. Защищен 7-мм бронированием, весит около 4 тонн, вооружен двумя 8-мм пулеметами и митральезой неизвестного типа и калибра. Кстати, на фотографии вооружение гораздо сильнее заявленого - видимо „дырки для ружья“ прорезали с запасом.
Экзотическая форма корпуса обусловлена тем, что идее конструктора (того самого г. Фрота), машина предназначалась для атаки на проволочные заграждения, которые машина должна была подминать своим корпусом - ведь чудовищные проволочные заграждения, наряду с пулеметами, были одной из главных проблем для пехоты.

Тачанка на базе мотоцикла.

Бронированный вариант

Здесь защита только для пулемётчика


Связь


Скорая помощь


Заправка

Трехколесный бронированный мотоцикл, предназначенный для решения разведывательных задач, особенно для узких дорог.

Боевые водные лыжи

Боевой катамаран