Как выбрать

Борис борисович певец. Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография

Борис борисович певец. Борис Гребенщиков: биография, личная жизнь, дискография

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Борис Гребенщиков – нестандартный классик советского, а затем российского рока. Созданный им «Аквариум» – одна из первых культовых рок-групп, а БГ – его бессменный лидер на протяжении десятилетий. «Город золотой» – песня, ставшая культовой, ее слушает и любит уже третье поколение поклонников творчества БГ. Несмотря на заимствования в западной музыке, Гребенщиков отличается оригинальностью, называя себя «аятоллой русского рока». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1953 года в ленинградской семье интеллигентов Бориса и Людмилы Гребенщиковых, назвали в честь отца – Борисом. Корни семьи – саратовские, волна староверов попала в Петербург еще в девятнадцатом веке.


Дедушка Александр был начальником Балтехфлота и в Великую Отечественную войну имел отношение к прокладке Дороги жизни через Ладогу. Его именем даже был назван теплоход во Владивостоке. Бабушка, Екатерина Васильевна, пережив вместе с дочерью блокаду Ленинграда, жила вместе с ними.

У Бориса есть младший на 16 лет брат по отцу, Александр, ныне музыкант рок-групп «КРОМЕ» и «Andrew & Company». В передаче «Ты не поверишь» Александр рассказал, что отец умер, когда ему было 5 лет, и о родстве с лидером «Аквариума», которым он заслушивался с детства, узнал лишь в 18 лет.


По воспоминаниям Бориса Гребенщикова, его бабушка очень трепетно относилась к творческой свободе внука и, несмотря на то, что всегда сопровождала его в прогулках по большому двору (одного Борю не выпускали), передала мальчику свой стиль игры на гитаре.

Боря мечтал иметь свой собственный инструмент, еще будучи дошкольником. И однажды с сияющими глазенками, обутый в онучи и лапти, притащил домой облупленную гитару, которую нашел на помойке. Папа, увидев чумазую мордашку сына, привел инструмент в порядок и покрыл лаком. Звучание гитара потеряла, но выглядеть стала прилично. На ней маленький Боря стал учиться играть, подбирая классические произведения, к примеру, Мусоргского или Шопена.

Отец с мамой (директор опытного завода Балтийского пароходства и юрисконсульт Дома моделей в Ленинграде) не мешали увлечению сына. Даже достали магнитофон МП-2 и отдали Борису. Счастью ученика престижной школы №421 не было предела. Помимо записей музыки с «Голоса Америки» он слушал популярного в СССР Раджа Капура, музыку сороковых годов (записи сохранились у родителей).

В субботние вечера подросток закрывался в зале и записывал с зарубежных музыкальных программ рок-н-рольные композиции. Музыка западала ему в сознание очень хорошо, с Биллом Хейли, к примеру, Боря познакомился благодаря фигуристам Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой, которые танцевали под его композицию.


Мальчишка смотрел фигурное катание и одновременно записывал зарубежную музыку на магнитофон. Однажды он даже умудрился записать по телефону примерно десять песен The Beatles. Несколько раз в доме на Алтайской улице, где жила семья Гребенщиковых, появлялся знаменитый Евгений Клячкин, которого Боря вместе с гостями родителей слушал затаив дыхание. А коллекцию песен Владимира Высоцкого он собирал со второго класса школы и в пятом исполнял со сцены его песню «На нейтральной полосе». Это было первое публичное выступление будущей звезды рока.


Однажды, гуляя летом с бабушкой по Сестрорецку, Боря шел мимо пионерского лагеря ВТО и увидел возле ворот чернокожего паренька, исполняющего на гитаре знаменитую композицию «битлов» Ticket to Ride. Так мальчик понял, что The Beatles можно петь и в СССР. И решил обязательно попасть в лагерь, чтобы познакомиться ближе с необычным исполнителем. Доступ на территорию он получил благодаря ухищрениям и шантажу: под натиском внука бабушка устроилась туда на работу.


Боря всего за день освоил гитару нового друга, перестроил ее на шестиструнку и спел заветную песню. Так с июля 1968 года началось настоящее, как считает Гребенщиков, его музыкальное образование. Под конец каникул он уже играл и пел пятнадцать зарубежных хитов, о которых в стране мало кто слышал. На следующий год у Бориса был уже магнитофон «Нота», с которым он приходил в лагерь. Директор делал попытки прогнать «певца загнивающего капитализма», но пионеры устраивали забастовки, им нравился необычный исполнитель их возраста, начинающий проповедовать свободу:

Одного человека я сбил с пути совсем, он стал носить булыжник и веревки на шее, потому что понял, что он – хиппи. Это был сын композитора Ефима Розенфельда, у него была кличка Хы… Ну а в лагере ВТО образовалась довольно тесная компания людей, которая продолжала общаться и в дальнейшем, а потом постепенно эта компания переросла в театр в Замке (Инженерном, – прим. ред..

В детском возрасте в своем дворе Боря встретил однажды мальчика из соседней парадной, с которым разговорился, а потом и подружился. Звали мальчика Толя. Отчество у него было необычное для советского времени – Августович. Фамилия – Гуницкий. Друзья вместе учились в школе, сочиняли пьесу, с которой намеревались прославиться. Но Борю родители перевели в школу №239, поскольку она была физико-математической, а он собирался поступать на факультет прикладной математики. Но связи друзья не теряли, музыка была главным мотивом в их жизни.

«Аквариум» и первое «Искушение»

Будучи студентом Ленинградского университета и обучаясь на весьма престижном факультете, Борис, тем не менее, больше всего хотел «нести рок-музыку в массы». Вместе с Джорджем (прозвище Гуницкого, очень похожего внешне на одного из солистов ливерпульской четверки) они стали репетировать в актовом зале факультета. Талантливые и одаренные, Борис и Анатолий сами писали стихи, хотя поначалу исполняли композиции на английском, так как их кумирами были Боб Дилан , Игги Поп , Боб Марли, Марк Болан и, конечно, The Beatles .


Но потом друзья решили, что должны петь исключительно на русском языке. Хорошо владеющий английским языком Гребенщиков стал переводить некоторые тексты, писать свои. Через некоторое время их обвинят в постоянном плагиате, на что БГ ответит, что в рок-н-ролле, как в фольклоре, каждый свободен исполнять то, чего душа просит. И уточнит, что у «Аквариума» не было таких случаев, чтобы, например, прослушав Брайана Ино, решили перепеть. Скорее, наоборот. Сначала что-то напишут, потом уже думают, на что это похоже. Борис уверен, что плагиата в рок-н-роле просто не может быть, и сам он за его безымянность.


Первый самиздатовский диск «Искушение Святого Аквариума» тогда еще немногочисленные поклонники коллектива увидели в 1973 году. Песни называли «концептуальной музыкой», критики сообщали о «первой попытке создания» подобной музыки в СССР. А БГ и Джордж пригласили в группу Михаила Файнштейна-Васильева («Фан») и Андрея Романова («Дюша»).


Ребята, фонтанировавшие творческими идеями, создали театральную труппу с постановками абсурда. Пьесы писали Джордж и Фан, а Боб (раннее прозвище Гребенщикова) и Дюша воплощали на сцене их затеи. Для троицы музыка отошла на некоторое время на второй план, чего Борис не стерпел и остался в «Аквариуме» один.


Угроза отчисления из института его не испугала, но репетировать в здании вуза ему запретили окончательно, после чего несколько лет с новым составом «Аквариум» он числился в подпольщиках. Коллективу был также закрыт путь на звукозаписывающие студии. Репетиции проходили на квартире Всеволода Гаккеля, который перешел в группу из фолк-рок-компании «Акварели».


Записи новых композиций делались подпольно. Так были записаны пластинки «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сестры». Уникальность последней состояла в том, что она была записана на свежем воздухе совместно с Майком Науменко и вышла самиздатом в количестве десяти штук.

Квартирники и фестивали от БГ

Запрещенные цензурой «аквариумисты» не могли выступать перед большой аудиторией, поэтому в семидесятых годах ограничивались акустическим форматом выступлений, каковым на то время был квартирник. В основном звучали песни самиздатовского альбома «Акустика», который разошелся к тому времени по всему СССР.


Пару лет Гребенщиков занимался выпуском журнала о рок-музыке «Рокси», а затем «Аквариум» в 1980 году выехал на свой первый официальный рок-фестиваль «Весенние ритмы» проходивший в Тбилиси. И сразу скандал. Гребенщикова и группу обвинили в пропаганде инцеста.

«Аквариум» на Весенних ритмах в Тбилиси, 1980 год

А все дело было в плохих динамиках, из которых вместо слов «выйти замуж за финна» зрителям послышалось «выйти замуж за сына». К тому же вместо заявленных песен группа исполнила «Героев», «Кусок жизни», «Минус 30». Жюри покинуло зал сразу же и в полном составе, группе снова было отказано в помещении для репетиций, а Бориса, как только он приехал в Ленинград, исключили из комсомола. Позже он скажет:

Когда я вступал в комсомол, часть ритуала заключалась в том, что на вопрос, почему вступаешь, нужно было ответить: «Я хочу находиться в авангарде советской молодежи». Через много лет я понял, что не отступил от своей клятвы.

В целом же 80-е годы стали для группы знаковыми. Благодаря знакомство с Андреем Тропилло в 1981 году был записан «Синий альбом», первый студийный альбом «Аквариума». В том же году группа становится членом первого Ленинградского рок-клуба, получает возможность постоянно концертировать и даже приглашается к участию в первом Ленинградском рок-фестивале с жутко серьезным названием «Первый городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“».


Вскоре группа начала сотрудничать с ярким представителем андеграунда Сергеем Курехиным . Гребенщиков появился с «Двумя трактористами» в телевизионном эфире «Веселых ребят», на «Музыкальном ринге» и в других проектах.


В 1982 году БГ стал продюсером первого альбома Виктора Цоя и группы «Кино». Через несколько лет записал два англоязычных диска: «Radio Silence» и «Radio London». В Америке он увлеченно общался с Дэвидом Боуи , Лу Ридом, Игги Попом.

Концерт «Диалог»

Перестройка и гласность дали возможность собирать концертные залы и стадионы, выпускать новые, необычные по звучанию и стилю альбомы, писать музыку для кинофильмов. На экраны вышел ставший впоследствии культовым фильм «Асса» Сергея Соловьева и в нем прозвучал «Город золотой» в исполнении БГ, песня, ставшая визитной карточкой Гребенщикова.

Аквариум – Город золотой

Интересный факт: стихотворение «Рай» Анри Волхонского начинается словами «Над небом голубым» и речь в нем действительно идет про Эдем. Гребенщиков же рай «переместил» «под небом голубым» и объяснил Анри это следующим образом:

Как автор ты, естественно обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай необязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле.

Творчество девяностых и последующих годов

В 1990 году Гребенщиков официально объявил о прекращении творческой деятельности «Аквариума» и о создании нового коллектива «БГ-Бэнд». Но через три года «Аквариум» снова вышел на сцену. В 1998 году БГ становится первым рок-музыкантом, которому была вручена государственная премия «Триумф» за достижения в области литературы и искусства.


Новый виток всплеска популярности пришелся на конец девяностых – начало двухтысячных годов, когда были выпущены почти один за другим альбомы «?» и «Сестра Хаос». Жесткие и разноплановые, они отличаются от привычного стиля «Аквариума».


В двухтысячных Гребенщиков – ведущий программы на Радио России под названием «Аэростат». Шри Чинмой, гуру-неоиндуист, нарекает его именем Пурушоттама. При его содействии БГ выступил со своей программой в лондонском Альберт-холле, дал сольный концерт в Организации Объединенных Наций.


В 2013 году с «Аквариумом» происходят метаморфозы – в коллективе появляется флейтист-ирландец Браян Финниган, а название группы звучит как Aquarium International. 2014 год отмечен мюзиклом по композициям БГ под названием «Музыка серебряных спиц».


В течение двух последних десятилетий Гребенщиков проявил себя как писатель и переводчик. В его интерпретации можно увидеть «Бхагаватгиту», буддистские и индуистские трактаты. Одна из недавних его книг – «Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова». Поговаривают, что БГ ее не писал сам, но мэтр рока, как обычно, находит слова, которые делают смешными все «поговаривания» в его адрес.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова

Факт удивительный, но три женщины, которым Гребенщиков предлагал выйти за него замуж, сначала были женами его друзей-приятелей. Каким образом он умудрялся сохранять с экс-мужьями хорошие отношения – загадка.


Наталья Козловская, первая жена Гребенщикова, с которой они поженились в 1976 году, сначала встречалась с Михаилом Файнштейном, Фаном. Свадьбу сыграли пышную, приглашенных гостей было множество. Отношения разладились быстро, а окончательно сошли на нет после рождения дочери Алисы . Наталья вскоре вышла замуж за психотерапевта Дмитрия Овечкина, который принял ее дочь как родную и много внимания уделял ее образованию.


Когда БГ из-за проблем в своей семье начал ночевать у Севы Гаккеля, он вдруг обратил внимание на его жену Людмилу Шурыгину. Связь вначале была тайной, встречи на крыше по ночам, пока муж Люды мирно спал, страстными. Когда Всеволод узнал про адюльтер, он попросту отошел в сторону, продолжая заниматься музыкой в «Аквариуме».


«Бо» и «Лю», как они себя называли, поженились. Девять лет счастливого супружества закончились разводом, поскольку Людмила узнала, что ее ветреный муж заводил романы направо и налево, даже не смотря на то, что она родила ему сына Глеба.


«Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может он так идеи для творчества черпает? Не знаю», – делилась мнением о бывшем супруге Шурыгина, которая долгое время находилась в депрессии после расставания, пытаясь заливать тоску алкоголем.

Борис Гребенщиков сейчас

Как и прежде, БГ сохраняет равновесие, опираясь на «пять точек». Он постоянно находится между Питером, Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем. Сакральными для него стали также некоторые места в Непале, Индии. Музыканту снова хочется сделать что-то такое, чего от него не ждут. Возможно, именно поэтому Гребенщиков объявил, что в 2020 году «Аквариумом» будет выпущено сразу пять новых альбомов.

Борис Гребенщиков – Вечерний М.

Ни один из них пока что не назван, но предполагается, что в первом будут собраны песни, записанные за пять последних лет, которые выкладывались лишь в интернете. Во второй планируется включить совсем новые синглы – «Изумрудную», «Басту Расту» с ее электронно-шаманским звучанием. Кавер-версии перепетых песен друзей из Ленинградского рок-клуба восьмидесятых и Московской рок-лаборатории войдут в два следующих альбома «Аквариума».

В их числе легендарные хиты Майка Науменко, Петра Мамонова , Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова , группы «Зоопарк». В пятый альбом будут собраны малоизвестные песни очень известных бардов – Булата Окуджавы , Евгения Клячкина, Александра Городницкого и других. БГ, как обычно, не называет конкретных дат выхода дисков, как не сообщает, какой из них поклонники увидят первым, а какие в последующем.

Уходящий 2016 запомнится, среди прочего, огромным фотоальбомом, обнародованным американской певицей Джоанной Стингрей: на снимках запечатлены Цой, Гребенщиков и другие звёзды русского рока.

Джоанна Стингрей выложила на своем сайте огромное количество фотографий, сделанных в СССР в 1984-1989 годах.

На снимках - легенды русского рока: лидер группы "Кино" Виктор Цой , лидер "Аквариума" Борис Гребенщиков, Сергей Курехин , лидер "Алисы" Константин Кинчев , лидер рок-группы "Зоопарк" Майк Науменко , а также поэт и исполнитель своих песен Александр Башлачев . Также имеются фотографии Вячеслава Бутусова, Сергея Галанина, Андрея Макаревича, Гарика Сукачева .

Джоанна Стингрей выпустила свой первый музыкальный альбом в 1983 году. В 1984-м певица посетила СССР, в Ленинграде она познакомилась с Гребенщиковым , который впоследствии стал ее другом. Американка неоднократно приезжала в СССР в 1980-х годах, была знакома и работала со многими русскими рок-музыкантами.

В альбоме множество фото Стингрей с Борисом Гребенщиковым :

А также с Борисом Гребенщиковым и Сергеем Курехиным


В 1986 году Джоанна Стингрей выпустила двойной сборник Red Wave («Красная волна») - первый на Западе альбом с записями русского рока. В альбоме были представлены четыре ленинградские группы: "Аквариум", "Кино", "Алиса" и "Странные игры".


Энди Уорхолл с альбомом Сергея Курехина , Нью-Йорк, середина 80-х

20 июня 1992 года в Лужниках Джоанна Стингрей участвовала в концерте памяти Виктора Цоя . В 1993 году она снялась в фильме "Урод" Романа Качанова - младшего. В 1996 году совместно с Александром Липницким сняла документальный фильм о Викторе Цое "Солнечные дни".


Марианна, Виктор и Саша Цой , 1985 год


Группа «Кино»

Стингрей была замужем за гитаристом группы "Кино" Юрием Каспаряном, а также за барабанщиком группы "Центр" Александром Васильевым, от которого у неё есть дочь, в настоящее время Стингрей замужем за американцем и живёт в Калифорнии.

ЛАУРЕАТ «ТРИУМФА» БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ

У Бориса Гребенщикова есть много пышных эпитетов – учитель, легенда, гуру… Он этого не любит, но проявляет глубочайшее многолетнее спокойствие по этому поводу, создавая все новые и новые музыкальные шедевры. Знатоки утверждают, что на концерты Бориса Гребенщикова стоит ходить хотя бы раз в год. Не знаю. Знатокам виднее. В чем уверена, так это в том, что у этого человека есть многое, чему может поучиться каждый из нас. Не подражать, нет. Но найти свой путь и не изменяя решения, следовать ему – да.

Начало «Аквариума»

Родился 1953 годая в Ленинграде в семье директора завода Балтийского пароходства и юрисконсульта Ленинградского дома моделей. Дед Бориса умер во время блокады Ленинграда, а бабушка стала для него самым близким и родным человеком в семье.

Окончив физико-математический лицей, Гребенщиков стал отдавать много времени музыке – вместе с друзьями записывал песни в домашних студиях. Группу назвали . Гастрольная деятельность не мешала музыканту учиться в Ленинградском государственном университете им. Жданова на факультете прикладной математики. Более того, он участвовал в деятельности экспериментального студенческого театра, а после получения диплома стал работником НИИ социологии.

Несмотря на то, что был лидером группы и автором большинства песен, он стремился к тому, чтобы слушатель понимал – перед ним творчество «Аквариума». Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле. Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.

Не как все

Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на «Аквариум» западная музыка существенно влияла всегда. Музыканты вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, . В начале 1970-х был одним из тех людей, у которых новые пластинки появлялись мгновенно.

Благодаря хорошему знанию английского языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в зарубежных музыкальных течениях, и планка, которую он себе ставил, всегда была на уровне мирового качества.

Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973 году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее в советском музыкальном пространстве.

После появления этого бэнда, понятие об отечественной рок-музыке кардинально поменялось. «Аквариум» и стали самыми известными музыкальными проектами в СССР в 1980-е. Они собирали стадионы.

Столкновения

В октябре 1977 года вместе с другими известными деятелями андерграундной субкультуры начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в СССР – «Рокси» и до 1979 года публиковал в этом издании статьи. Отношения «Аквариума» с официальными властями в это время были относительно ровными, за исключением нескольких незначительных столкновений.

группа «Аквариум»

Однажды музыкантов, собравшихся на ступенях Инженерного замка для небольшого концерта, задержала милиция, разыскивавшая хулиганов, которые разбили статуи в соседнем парке. Несколько позже по Би-Би-Си передали, что это был первый российский рок-фестиваль, где были арестованы более тысячи человек.

Всенародную известность и «Аквариум» приобрели после участия во Всесоюзном фестивале ВИА и рок-групп «Весенние ритмы», состоявшемся в Тбилиси в ноябре 1980 года, где смелое для тех времен выступление музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы и повлекло за собой много нареканий со стороны властей.

В это время стиль панк еще не был признан даже в среде рок-подполья, и почти никто не предвидел, какое влияние он окажет на современную музыку, живопись, литературу.

И его окружение одними из первых обратили внимание на это новое музыкальное направление. Произошло знакомство с и группой «Кино», тогда еще «панками в законе».

Артемий Троицкий пригласил музыкантов на фестиваль в Тбилиси с акустической программой. Но без ведома организаторов фестиваля программу изменили. Впервые публика услышала такие песни, как «Минус 30», «Кусок жизни», «Герои».

Во время выступления «Аквариума» жюри в полном составе демонстративно покинуло зал. Вернувшись в Ленинград, музыканты лишились места для репетиций в ДК. Для самого Бориса Гребенщикова это закончилось лишением комсомольского билета и места работы в НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ, где он работал младшим научным сотрудником, и как следствие – обретением благоприятных условий для свободного творчества.

Возвращение Бориса Гребенщикова

После трагической гибели Виктора Цоя прекратило свое существование «Кино», «Аквариум» распался вслед за ним. Далее до середины 1980-х трудился в разных местах как и другие «аквариумисты». В 1989 он записал сольный англоязычный альбом «Radio Silence» и создал новый музыкальный проект «БГ-Бэнд».

В 1993 году участники группы «Аквариум» воссоединились и, как будто обретя второе дыхание, стали покорять любителей отечественной рок-музыки с новыми силами. Выходят альбомы «Любимые песни Рамзеса IV», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев». В них очень много вальсов – типично русская мелодика, напевность. Вновь появляется столь любимая «Аквариумом» эклектика, ощущается большое влияние восточной музыки и философии. В 1997 году выходят альбомы «Гиперборея», «Лилит», записанный с западными музыкантами – на этот раз с группой The Band.

Записывает не только свои песни. В 1994 году выходит диск песен в его исполнении, в 1999 – . Обе эти пластинки аутентичны, передают оригинальный дух песен, но при этом абсолютно индивидуальны. Также осуществляются другие проекты, например записи инструментальных альбомов, а также альбом «Прибежище» – тибетские мантры, а в 2002 – альбом «Bardo». В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого «Пятиугольный грех».

В 1999 вышел абсолютно не похожий на предыдущие альбомы «?», в 2002 году, в год 30-летия «Аквариума» – «Сестра Хаос» – жесткий разноплановый альбом, назвавший многие происходящие сегодня вещи своими именами. В 2003 «Аквариум» выпустил альбом «Песни рыбака», запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов.

В 1998 году стал первым и единственным рок-музыкантом – лауреатом Российской премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф». В 2003 году он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Итог и продолжение

За долгие годы творческой деятельности группа Бориса Гребенщикова получила несколько музыкальных наград.

В 2005 году Гребенщиков стал радиоведущим авторской программы «Аэростат» на «Радио России», а через два года отыграл Royal Albert Hall .

Живет и работает в Санкт-Петербурге. Известно, что увлекается буддизмом и переводит письменные труды известных гуру на русский язык. Он также составил список всех чудотворных икон в России.

ФАКТЫ

В 1982 году спродюсировал первый альбом группы «Кино» – «45».

Был официально женат три раза. От первого брака у него есть дочь Алиса, известная киноактриса, от второго – сын Глеб, который работает диджеем. В 1991 году он женился на бывшей супруге Александра Титова Ирине и усыновил ее детей Марка и Василису.

С группой «Аквариум» издано более 40 альбомов, написано более 500 песен. Среди мегахитов: «Старик Козлодоев», «Город золотой», «Рок-н-ролл мертв», «Дети декабря», «Сестра», «Серебро Господа моего», «Дубровский».

Лондон – один из любимых городов Бориса Гребенщикова , и здесь он часто работает над альбомами.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Борис Бори́сович Гребенщиков (БГ) (род. 27 ноября 1953, Ленинград, СССР) - российский и русский поэт, автор-испольнитель, рок-музыкант и танцор-классик, отрицатель теории относительности, музыкант и лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» советской рок-музыки и культовая фигура русской культуры с 1980-х годов.
Он родился 27 ноября 1953 г. в Ленинграде в семье инженера и юриста.
Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков, был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства, умер в 1975 году. Мать - Людмила Харитоновна Гребенщикова, в то время - юрисконсульт Ленинградского дома моделей.
Первая жена БГ - Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В августе 1978 года родилась дочь Алиса, ставшая актрисой. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
Вторая (по данным одной из программ НТВ, первая) жена - Людмила Шурыгина (1980-1989) (до этого - гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала секретарём в школе. Родился сын Глеб.
С 1991 года женат на Ирине, бывшей жене Александра Титова. От этого брака родилась дочь Василиса; кроме того, Борис и Ирина воспитывали Марка Титова - сына Ирины от предыдущего брака.
Детство БГ прошло на Алтайской улице, дом 22. В соседнем парадном жил Анатолий «Джордж» Гуницкий, с которым в эти годы происходит знакомство.
Борис и Джордж учились вместе в школе 421 Московского района. Только БГ на класс младше. 1968 - БГ: «Гитару я нашел на помойке. А играть бабушка научила - по-моему первая вещь, которую я научился играть, был старинный русский романс».
1969 - Сочиняет и поет на английском в школьной команде, базирующейся в Автово.
1972 - Вместе с Джорджем задуман и осуществлен «Аквариум». Первый состав «Аквариума»: БГ, Джордж, Валерий Обгорелов - аппарат. Бас - Александр Цитаниди. На клавишах был Александр Васильев. Дальше репетиций дело не уходило. Стал изменятся состав, так начался Аквариум 1.0. Началась эра подпольных, а затем и открытых концертов, «Аквариум» становится общепризнанной группой.
В 1991 г. Гребенщиков объявил о роспуске «Аквариума» и о создании собственной группы под названием «БГ-Бэнд». Но уже в конце 1992 г. «Аквариум» возродился в седующем составе: Борис Гребенщиков, Александр Титов, Олег Сакмаров, Сергей Шураков, Олег Гончаров, Алексей Зубарев, Андрей Вихарев, Алексей Рацен, Андрей Суротдинов. Возобновилась активная концертная деятельность, а в ноябре 1993 г. был выпущен новый альбом «Любимые Песни Рамзеса IV». 1994-1996 гг. - концерты.
В марте-апреле 1997 г. состоялось турне по городам США. В июне того же года прошла серия выступлений посвященных 25-летию «Аквариума». Чуть позже из группы ушел Титов, и на некоторое время в обновленном составе появился Ляпин. В конце 1998 г. был сформирован состав («Новый Электрический Пес»).
После записи альбома «Пси» начинается новый период, последний на сегодняшний день - Аквариум 3.0 (Аквариум International), в который, кроме основного состава, входит большое количество музыкантов из России и Индии. В группу возвращается басисит Александр Титов, без которого не мыслим историчский и классический состав «Аквариума».
Музыка Бориса Гребенщикова звучит в ряде фильмов, к примеру, в фильме А. А. Смирновой «Связь». Он также появлялся в качестве камео в фильмах Сергея Соловьёва «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1989), «Нежный возраст» (2001). Играл, среди прочих, в фильмах «Два капитана-2» (1992) режиссёра Сергея Дебижева, «БГ. Лев Толстой» (2003) режиссёра Виктора Тихомирова.