Встраиваемая техника

Народные приметы 17 октября день ерофея. Ерофеев день - готовим настойку на травах и убираем урожай тыквы

Народные приметы 17 октября день ерофея. Ерофеев день - готовим настойку на травах и убираем урожай тыквы

17 октября Православная церковь чтит память священномученика Иерофея, епископа Афинского, который был советником или членом Ареопага. Обращен в христианство он был святым апостолом Павлом, и им же поставлен в епископы Афин.

Иерофей вместе с апостолами присутствовал при погребении Пресвятые Богородицы. Он воспевал божественные песнопения, провожая к гробу Пречистое тело Богоматери. Все верующие люди, видевшие и слышавшие это, признали его за святого и праведного мужа. Святой Иерофей вел благочестивую жизнь и мудро управлял своей паствой, мученически скончался в I веке.

17 октября: обычаи и традиции дня

Каноническое житие святого Иерофея (в народной огласке – Ерофея) никоим образом не повлияло на то, что день его памяти связали с похолоданием и буйством лесной нечисти. И действительно, с этого дня холода усиливаются, близится наступление зимы. Дни становятся короче, а ночи – длиннее, земля покрывается первым снегом, с деревьев повсеместно опадают листья, а лес «шумит» от студеных ветров. В народе по этому поводу говорили: «С Ерофея зима шубу надевает ».

Ещё к этому дню приурочены поговорки, которые, с одной стороны, затрагивают тему похолодания, а с другой – отсылаются к другим реалиям и представлениям:

В Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич временами друг, а временами враг.

Мне всё нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» подразумевается настоянное на травах вино.

Также Ерофеев день наши пращуры связывали с особым поведением лешего. В одних местах считали, что лешие буйствуют ), в других – на Ерофея. В народе верили, что в этот день лешие перестают бродить по лесу. Расставаясь с ним, они от досады начинают ломать деревья, вырывать с корнем кусты, выть, пытаясь перекричать ветер. Осенью лешие заговаривают по норам всех зверей, а затем сами проваливаются под землю.

В этот день в лес не ходили. Ведь леший, встретив человека, может переломать ему все кости не хуже медведя. На этот счет существовала распространенное предание об удалом мужике, желавшем увидеть, как леший будет сквозь землю проваливаться. Мужику действительно удалось встретиться с лешим и даже поговорить с ним, но за своё любопытство пришлось серьёзно поплатиться. Стал мужик дурак дураком, так дураком и помер.

Представление о том, что с приходом холодов птицы улетают в неизвестные теплые края, а разные пресмыкающиеся (змеи, ящерицы и т. п.) и нечисть, вроде леших, под землю проваливаются, где находятся до весны, присуще всем славянским народам. Но приурочивали этот уход к определенным датам по особым причинам. В народе святого Иерофея прозвали Ерофеем. Это имя имеет много фамильярно-уменьшительных вариантов, созданных по законам разговорного языка, например, Ерошка, Ероха. Эти слова связываются с лохматостью и неопрятностью, шумом, яростью и буйным поведением. Все эти признаки характеризуют лешего, который в народном представлении пучеглаз и покрыт длинной зеленой шерстью. Он хохочет, визжит, хлопает в ладоши, кричит на разные голоса, дразнится.

Крестьяне считали, что лешего увидеть сложно, а вот услышать вполне вероятно. Потому что ведет хозяин леса себя очень шумно. Леший может превратиться в дерево, птицу, зверя и даже в маленькое насекомое. Иногда он является людям в человеческом обличии. Он практически всегда путает обувь на ногах – обувает левый ботинок на правую ногу, а правый – на левую. Волосы царя лесного зачесаны налево, а кафтан запахнут на женскую сторону. Глаза у него зеленые, брови и ресницы отсутствуют.

Считается, что леший боится горящей березовой ветки и березовых головешек. Чтобы задобрить хозяина леса, нужно на пень положить кусок хлеба с солью. Человеку, которого леший обойдет, нужно снять обувь и перестелить стельки с пятки на носок.

Чтобы избежать встречи с лесным духом, читали специальный заговор.

17 октября: приметы и поверья

  1. Вечерняя заря красного цвета – к ветреной погоде.
  2. Если в этот день выпал первый снег, то через сорок дней наступит настоящая зима.
  3. Если птицы нахохлились, то грядет ненастье.
  4. Лошадь фыркает – к теплу, храпит – к непогоде.
  5. Свинья таскает солому – к буре.

Человек, родившийся 17 октября, любит пошутить и повеселиться. В качестве талисмана ему подходит берилл.

Видео: народный праздник Ерофеев день (17 октября)

Ерофеев день. Ерофей. С Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день лешие дурят по лесам - бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю - до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. По народному поверью: лес видит, а поле слышит - в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
С Еврофея холода сильней. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

Иерофей (Ерофеев день). На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят - леший бесится.
У белки цвет шерсти изменился - к морозной зиме.
Снегирь поет у подножья изгороди - к непогоде.
Телеграфные провода гудят сильнее обычного - к ненастью.

«Ерофеич » - это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней - настоянная на душистых травах водка.
На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Поверье о лешем.

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя. Между поселянами существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю.

«Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрой, но зато такой проворной, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней.

Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали за правду, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Бабы говорят свое: старики никогда правды не скажут. Ну, кто баб переспорит? Молодые судили по-своему: он, де, кладь нашел с золотом и серебром. Вот отчего и богатство. Бабы и тут стояли на своем: что молодые знают? Молодо-зелено. Поди уверь их, что молодые не дураки, так после и беги сам с бела света. Старушки уверяли своих кумушек, что удалой таскает свои деньги из вороньего гнезда. Там, де, никогда деньгам перевода нет. Вот затем-то он и в лес ходит всякий день. Бабы и тому не верили: где, де, старухам знать? Давно из ума выжили! А скажи бабам, что старухи умнее их, так и в избе места не дадут. Один только староста говаривал под хмельком, что он знает всю правду.

Старосте можно было бы поверить: мужик он богатый, поит стариков брагой, кормит ребят пирогами. Все это говорят мужики; а бабы думают другое: староста, де, все делает по женину веленью. Что скажет его баба, так тому и быть. А с бабьим умом далеко ли уйдешь? Послушайте-ка, что соседи говорят про старосту. Раз случилась на него, старосту, беда: недочет вышел в подушных. Вот он и начал спрашивать бабу издалека: «Хвалишься ты, баба, что умней тебя нет, а знаешь ли ты, баба, сколько у нас в селе дворов?» - «Знать не знаю, а сочту поумней твоего». И начла баба всех тридцать дворов. Староста сидит за столом, бороду поглаживает, на бабу поглядывает, да и молвит: «Дворов -то было тридцать еще до тебя, когда я не женился, а ты, баба, замуж ке шла. А знаешь ли ты, баба, сколько подушного с мужиков идет?» - «Вот еще чего не знать! С Петрова по рублю, с Евдокей по рублю, с Радуниц по рублю; а сколько всего, ты сам смекни, умная голова». Сидит мужик и думает: «Нет, эдак и в год не сочтешь! Есть дворы вдовьи, есть и в пусте. В приказе уряжено со вдовьего двора не брать, а с пустого нечего взять». И пошел староста к удалому мужику на совет, ума - разума набраться. А пошел было он не просто с поклонами, а с дорогими посулами: с вином и пряником. Дозналась баба, что у мужа на уме сидит, так и невесть что было: и била -то его, и бранила -то его, и на неделю в амшеник заперла. Ну, сами вы, православные, народ толковый, посудите поумней: можно ли веру дать старосте, что он говорит? Другое дело удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует; как в городе воевода судит - рядит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет: давай то, что не знаю, говори то, что не ведаю. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам собой посмотреть на лешего, да и был таков. Ну что бы ему попросить совета у баб? Все бы лучше присудили: как миновать беды? Старики прежде нас говаривали, что бабы на это дело умней мужиков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье?» И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба?» И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, - молвил удалой. - У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки». Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля -то расступилась, туда и леший попал.

С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь их такая порода».

По народному поверью, 17 октября леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, ломает со злой досады встречные деревья.

История праздника

Именно апостол Павел обратил Иерофея Афинского в христианство, сделал это вместе с Дионисием Ареопагитом, его день отмечают накануне. Павел же и посвятил Иерофея в сан епископа, до этого он был членом афинского ареопага. По легенде и Дионисий, и Иерофей были рядом при погребении Девы Марии. К сожалению, нет информации, как именно умер святой, но точно известно, что смерть была мученической.

Традиции и обряды

Люди верили, что в этот день, в последний теплый день происходит разгул леших, гуляли они буйно, поэтому люди старались в лес не ходить. Чтобы вместе с лешим не провалиться под землю до самой весны.


Считалось, что лешие уходят, потому что в лесу становилось пусто, не слышно зверей и птиц, трав, грибов, ягод и орехов. В народе говорили: «Леший — не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Единственным способом защититься от лешего была тлеющая головешка березы и березовая ветка горящая, которой они очень боятся. Еще верили, что лешие бесятся, потому что Ерофей их гонит с земли, а они и поделать ничего не могут.


День считался нехорошим не только из-за лешего, но и из-за злобных духов, которые бродят по земле. Так что старались из дома даже не выходить, а если вы выходили, то надевали крестики и брали с собой образ.

С этого дня начинались холода, «С Ерофея и зима шубу надевает». Грелись люди только ерофеичем, это такая крепка травяная настойка без сладости. Ее делали из мяты, аниса, зверобой, чабреца, душицы, донника, полыни, тысячелистника и смородинового или земляничного листа. И конечно же заливали все самогоном 70-73 градусов пятой или четвертой выгонки. Настойку выдерживали в темном теплом месте две недели.


Народный праздник «Ерофеев день» отмечается 17 октября (по старому стилю – 4 октября). В православном календаре в этот день почитают священномученика Иерофея Афинского, епископа. Другие названия праздника: «Иерофей», «Ерофей», «Лешегон». По народному поверью, 17 октября леший сквозь землю проваливается. Расстаётся лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, царством, ломает со злой досады встречные деревья.

В христианство Иерофея Афинского вместе с Дионисием Ареопагитом, память которого совершается накануне, обратил апостол Павел. Он же посвятил Иерофея, бывшего на тот момент членом афинского ареопага, в сан епископа. По преданию, оба епископа - Иерофей и Дионисий - присутствовали при погребении Девы Марии. При каких обстоятельствах умер епископ Иерофей, неизвестно. Доподлинно известно только то, что смерть его была мученической.

В народе верили, что на Ерофея в лесах перед долгой зимой происходит последний разгул леших. Поэтому в лес 17 октября не ходили даже по очень большой надобности. Лешие на Ерофея творили в лесу большие беды: ломали деревья, гоняли диких животных, загоняя их по норам, бродили по всему лесу, дрались, свистели, кричали и жутко хохотали, хлопали в ладоши так, что слышно было в соседних деревнях.

Когда же приходило время и лешие проваливались под землю, то они тянули за собой зверей и птиц, травы и ягоды, грибы и орехи – пусто становилось в лесу. Если же попадался лешему человек, то и его он мог утащить под землю, чтобы одному зимовать не скучно было. В народе говорили: «Леший - не родной брат: переломает косточки не хуже медведя». Единственной управой против лешего в этот день была тлеющая березовая головешка или горящая березовая ветка, страх как они ее боялись.

В народе считалось, что лешие бесятся оттого, что святой Ерофей их с земли гонит, а лешие ничего поделать с этим не могут. Поэтому напоследок набезобразничавшись, они проваливались сквозь землю на зимовку и появлялись в своей лесной вотчине только весной, когда земля полностью оттает.

Так как Ерофеев день в народе слыл нехорошим, не только из-за проделок лешего, но и потому, что по земле в этот день гуляли злобные духи, из дома 17 октября выходить не стоило даже ненадолго. Но если уж пришлось, следовало помнить о нательных крестиках и образках.

С Ерофея начинались зимние холода. Поговаривали: «С Ерофея и зима шубу надевает». А еще многие мужики шутили: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Ерофеичем называли крепкую настойку на травах без сладкого составляющего, в состав которой входили мята, анис, зверобой, душица, чабрец, донник, тысячелистник, полынь, земляничный и смородиновый лист. Все это заливалось самогоном четвертой или пятой выгонки, имевшим около 70-73°, и ставилось в темное теплое место на 2 недели.

Пили «ерофеич» как аперитив перед обедом, заедая его жирными мясными и рыбными закусками. Даже глоток «ерофеича» вызывал в желудке такое обильное выделение пищеварительного сока, что принявший «на грудь» уже не просто ел, а ел с великим аппетитом.

Поговорки и приметы:

С Ерофея холода сильнее.
- С Ерофея зима шубу надевает.
- В этот день ходить в лес было нельзя – леший все кости может переломать.
- Нежелательны в Ерофеев день свадьбы – супружество недолгим будет.
- Родившиеся 17 октября отличаются честностью, хотя и любят повеселиться, пошутить. Носить им следует берилл.

Народный праздник Ерофеев день отмечается 17 октября 2020 года (дата по старому стилю - 4 октября). В православном календаре этого числа почитают священномученика Иерофея Афинского, епископа.

Будучи членом афинского ареопага (орган власти в Афинах), Иерофей повстречал апостола Павла, который помог ему прозреть и стать на путь истинной веры. Впоследствии именно он поставил новообращенного христианина епископом города Афины.

При каких обстоятельствах умер епископ Иерофей, неизвестно. Доподлинно известно только то, что смерть его была мученической.

Традиции и обряды

На Ерофея ни в коем случае нельзя ходить в лес - в этот день леший буянит перед долгой спячкой. Он куражится и веселится, ломая деревья и гоняя лесную живность. Говорят, дух леса легче услышать, чем увидеть. Свист, вой, щелканье, разноголосые крики, хохот, визг, хлопанье в ладоши - все это он, леший. Так как лесовик перед спячкой не в духе, к лесу не стоит приближаться даже в случае крайней нужды. Считается, что в этот день лешак и человеку может нанести физический вред. Заканчивается его «веселье» только с первыми петухами. Тогда уходит он под землю, где спит до весны.

Так как день в народе слывет нехорошим не только из-за проделок лешего, но и потому, что по земле гуляют злобные духи, из дома выходить не стоит даже ненадолго. Но если уж пришлось, следует вспомнить о нательных крестиках и образках.

По традиции, мужчины в этот день открывают спиртовую настойку, именуемую в народе «ерофеич». Классического рецепта изготовления никогда не было. Да и каждый хозяин готовит ее по-своему. Состоит она из водки, различных трав, листьев и плодов.

Приметы

Нежелательны в Ерофеев день свадьбы - супружество недолгим будет.

В этот народный праздник лишь «ерофеич» кровь греет.

В лес нельзя ходить - лесовик все кости переломать может.