Встраиваемая техника

Что учёные смогли выяснить о вреде и пользе газировки. Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: СМИ: между властью и гражданским обществом

Что учёные смогли выяснить о вреде и пользе газировки. Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: СМИ: между властью и гражданским обществом

Муниципальное образовательное учреждение «Побединская СОШ»

Урок обществознания в 11 классе

Тема: «Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом»

Учитель истории и

Обществознания

Щербакова Н.А.

2011г.

Цели и задачи:

  1. Познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и её влиянием на общество;
  2. Научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию;
  3. Узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума;
  4. В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, власть, СМИ – четвертая власть.
  5. Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихся в общении и сотрудничестве с интересными людьми приглашенные на урок и одноклассниками, через деловое сотрудничество (работа в группах); усилить внимание к предмету, который ученикам потребуется при поступлении в вуз, при приобретении специальности.

Основные понятия:

политическая идеология, средства массовой информации, политическая пропаганда, коммуникация, общественное мнение, политическое манипулирование.

Оборудование:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока : урок практикум

Этапы урока:

  1. сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

План изучения нового материала

  1. Что такое СМИ?
  2. Место и функции СМИ в современной политической жизни.
  3. Роль СМИ в формировании политического сознания.
  4. Морально- правовое регулирование деятельности СМИ.

Эпиграфы:

Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе.

Сэмюэл Батлер

Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее.

Томас Джефферсон

Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее.

1 этап . Мотивация. Постановка проблемы.

Игра «Испорченный телефон».

Предлагается провести игру «Испорченный телефон». Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро передать другому ученику.

Текст сообщения: «Свободная пресса – это существенная часть демократического общества. А общество – это мы. Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению».

После того как учитель представил классу оригинал «информации» учащиеся имеют возможность сравнить ее с результатом работы «телефона».

Почему информация оказалась искаженной? Кто несет за это ответственность?

Учитель обращает внимание на то, что именно информации, ее влиянию на человека и будет посвящен урок.

Учащиеся должны понять, что результаты игры полностью зависят от конкретных действий участников, которые не корректно передали информацию, спешили, не все запомнили. Обсуждение результатов игры позволяет перейти к следующему этапу урока – постановке проблемы.

Постановка проблемы

Слайды 1-4.

Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие- либо ограничения или нет? Что такое факт и мнение? Как человеку сделать свой выбор? Попробуем ответить на эти вопросы.

2 этап . Работа с понятиями Приложение 1

Средства массовой информации (СМИ ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают и распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. (Большой толковый социологический словарь, Т.2. – М., 1999).

Информация – сведения, передаваемые одними людьми другим в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира.

В узком смысле информация- совокупность кратких некомментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества.

В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации. (Краткий политический словарь. – М., 1989)

Власть – это право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений ((Словарь русского языка С.И.Ожегов М., 1990))

Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия… (Советский энциклопедический словарь, М., 1989)

Гражданское общество – сфера абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом; предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Непосредственно не контролируемая государством сфера жизнедеятельности индивидов.

Задание 1. (рабочий лист) Дать своё определение:

Информация – это

Средства массовой информации - это

Четвертая власть» - это

Задание 2.(рабочий лист) Виды СМИ. Слайд 5.

Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон, почти 200 лет назад писал: « Если бы я должен был решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее». Что имел виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?

Задание 3.(рабочий лист)

Слайд 6. Функции СМИ. Работа с текстом учебника (Боголюбов), стр 168, абзац 2. Приведите примеры.

Слайд 7.

Наиболее распространённые СМИ – радио, ТВ, пресса.Между ними существует разделение труда: радио- что случилось, ТВ – как случилось, пресса- почему.

Слайд 8. Результаты соц. опроса

Слайд 9. СМИ (средства массовой информации) влияют на наш свободный выбор. Если нас уважают, то игра ведётся по правилам, в результате мы (граждане) становимся силой – активными участниками событий, процессов.

А если нас не уважают? Если нами манипулируют? В таком случае мы – марионетки. Как научиться, самому уважать себя?

Работа с текстом учебника «Глобальный мир» стр. 194. Как происходит манипулирование?

Кампании давления на власть

Устраивают «скандалы века»

Искажают события, умалчивают.

Как в сомнительной ситуации сделать свой свободный, осознанный выбор.

Задание 4. Заполнение таблицы. Приведите 5 аргументов, в чем польза и вред, которые могут принести СМИ. В результате таблица может быть заполнена таким образом:

ПОЛЬЗА СМИ

ВРЕД СМИ

1. Полезная, объективная информация.

1. Дает предвзятую, неполную или искаженную информацию.

2. Воспитывает нравственные качества.

2. Пропагандирует жестокость и насилие.

3. Развивает личность.

3. Вмешивается в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных актеров, музыкантов и т. д.

4. Формирует общественное мнение.

4. Развращает людей.

5. Развлекает.

5. Наносят вред здоровью.

После обсуждения учащиеся делают вывод и записывают его в тетради.

ВЫВОД : Влияние СМИ противоречиво. Отказаться от СМИ современный человек не может. Выход – критическое осмысление информации .

Работа с прессой. Сравнение газетных статей.

Слайд 10. Характер информации, предоставляемой СМИ. Принципы отбора.

Слайды 11-14. Задание: выборы мирового лидера.

Краткие хаpактеpистики кандидатов:

  1. 1) Связан с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 бокалов мартини.
  1. 2 ) Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.
  1. 3) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не куpит, ни в каких матримониальных связях не замечен.

Уинстон Черчиль (премьер – министр Англии);) Франклин Д. Рузвельт (32 – ой президент США); Адольф Гитлер, фюрер и канцлер Германии

Слайд 15. У чёные пришли к выводу, что ни одна политическая группа не добьётся политических успехов без доступа к СМИ.

Таким образом, СМИ способствуют сознательному участию граждан в политической жизни. У журналистов есть хорошее высказывание: «Если собака укусит человека, то это не новость, новость – когда человек укусит собаку».

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Как вы понимаете это высказывание?
  2. Какая информация, предоставляемая СМИ, является шокирующей?

Должна ли существовать цензура, ограничения для СМИ ?

Работа с документами, представленными в учебнике «Глобальный мир» стр. 198: Всеобщая декларация прав человека, Конституция Р.Ф., Уголовный кодекс Р.Ф. Ответы на вопросы стр. 199.

Каким образом международное и российское законодательство регулирует вопросы информации и деятельности СМИ?

В чем состоит ответственность СМИ?

Как соотносится свобода поиска информации с защитой неприкосновенности частной жизни?

Представьте себе следующую ситуацию. По телевидению показали документальный фильм о нечеловеческом содержании и пытках людей, похищенных с целью выкупа. В фильме были подробно показаны издевательства и пытки, которым подвергались пленники. Эти кадры специально снимали бандиты, чтобы шантажировать родственников жертв. Показ фильма потряс всю страну и вызвал неоднозначную оценку у населения.

(Одни считали, что фильм очень полезен, так как способствует формированию негативного отношения людей к насилию, действиям бандитов, похищению людей. Другие резко осуждали показ этого фильма, так как трансляция по телевидению изощренных сцен насилия, страшных мучений людей, изуверских пыток является пропагандой насилия. К тому же у части телезрителей были случаи сердечных приступов, нервных срывов и расстройств, особенно у пожилых людей и детей (дети не спали по ночам, кричали, плакали и т.п.). Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Мнение людей разделились. Правительство стало получать множество писем. В одних письмах высказывались требования запретить показ подобных фильмов, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фильмы как предостережение для общества. Правительство должно решить, что рекомендовать телекомпаниям.

Задания группам:

Каковы причины, вызывающие подчас кризис доверия россиян к СМИ?

Фальсификация - нечестная игра (без правил). Что стоит за нечестной игрой? (корыстные цели, частные интересы политических сил, характер политической организации ведущей пропаганду, амбиции политических лидеров, выгода олигархов).

Каковы последствия нечестной игры? (DVD,фрагмент фильма, «Нацизм: предостережение истории». Последствия непредсказуемы: отравление индивидуального и массового сознания, культ вождя, геноцид, манипулирование поведением людей).

Каковы этические нормы для журналистов?

Основы журналистской этики

Хартия российских журналистов

Антизаповеди

1.Не убей словом!

1.После нас хоть потоп!

2.Не навреди!

2.Слово не воробей, а деньги!

3. Правда и только правда, но-нелюбой ценой!

3. Деньги – на кончике пера твоего!

4.Береги журналистскую честь смолоду!

4. Цель оправдывает средства!

5.Доверяй, но проверяй!

5. Не будь чистоплюем – смело копайся в грязном белье!

6. Всегда проповедуй добро!

7. Возлюби читателя своего, как самого себя!

7. ОБС - ценнейший источник информации!

8. Не ищи в чужом горе сенсации!

8. Чем скандальнее факты, тем больше тираж!

9 .Будь гражданином и патриотом своего Отечества!

9. Лучше вех жучков и рации наглый мальчик - папараций

10. Помни о детях!

Кодекс чести журналиста

Заповеди жёлтой прессы

На зло, порок и негатив о, журналист, направь свой объектив!

Желтая пресса не краснеет!

Получить информацию – полдела.

Будь честен, смел, всегда правдив.

Хорошо её поджарить - это дело!

От всей души сказать хотим: неси добро, свети другим!

Бумага стерпит всё! На любую сенсацию – нездоровая реакция!

В твоих статьях всегда PR лишь чистым только будет!

Чем чаще в суд, тем больше тираж!

Доверяй – не проверяй!

Служи не жёлтому тельцу – своей стране и людям!

Для нас «утка» - не шутка!

Утром в газете вечером – на счёте!

Правила честной игры:

- уважай участников, будь объективен, правдив, честен, относись к людям гуманно, помни о благе общества, отвечай за свои слова и поступки

Запутанные темы не для нас.

Проявляй решительность;

Работай над собой;

Из любой ситуации выходи достойно;

15. Как человеку не пропасть, не захлебнуться во всеобщем потоке информации? (работа над собой, самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование).

Что должен уметь современный гражданин?

Критически осмысливать, оценивать информацию;

Отличать объективную информацию от искажённой;

Выработать у себя устойчивые взгляды на общество и его развитие, опираясь на научные знания;

Осуществлять самостоятельный анализ действительности;

Овладеть научными методами социального познания;

Через СМИ не воспринимать идеологию на веру;

Тема СМИ актуальна, прежде всего, для молодёжи, которая составляет едва ли не самую большую часть аудитории СМИ (особенно это касается телевидения, Интернета), и которая проявляет высокий интерес к профессии журналиста, телерепортёра, специалиста по PR технологиям и т.п.

Не секрет, что российские СМИ сейчас переживают своеобразный период: после отмены цензуры некоторые из них восприняли свободу за вседозволенность, забыв о социальной ответственности. Мы только учимся, демократии и ещё часто допускаем ошибки на этом пути, поэтому очень важно научиться не допускать их на уровне нравственных правил или исправлять их в рамках правового поля.

4 этап . Итоговая дискуссия.

Вопросы:

Какими, с вашей точки зрения, должны быть взаимоотношения между властью и СМИ?

В чем проявляется свобода, выбор и ответственность во взаимоотношениях личности, общества и СМИ?

Изменилось ли ваше отношение к СМИ после этого урока? Если изменилось, то как?

Какой эпиграф вы впишете сейчас, и что повлияло на ваш выбор?

Групповая творческая работа «Коллаж». Учащиеся составляют несколько групп и готовят свою молодежную «газету», используя предложенные учителем одинаковые издания. После выполнения работы группы представляют результат, обосновывая выбор материала и информации. Определение лучшей работы по критериям: содержание, профессионализм, эстетичность, соответствие заявленному направлению.

5 этап – заключение, домашнее задание § 20, 14 вопросы.Опережающее задание: подготовить аргументы по вопросу Интернет - «за» и «против».

П. 14 Обществознание

П. 20 Глобальный мир.

Задания в рабочем листе.

Выводы:

  1. СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
  2. В свободном обществе должны существовать свободные СМИ, но это не значит, что не должно быть никаких ограничений. Законодательство Р.Ф. запрещает распространять информацию, разжигающую социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. СМИ не должно нарушать права человека и нравственные нормы общества.

VI. Рефлексия

«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).

Спасибо за урок. Удачи всем!

  1. Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

  1. Что Вы предпочитаете смотреть:

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Социологический опрос. «Отношение к СМИ»

1. Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Социологический опрос. «Отношение к СМИ»

1.Как часто вы

– смотрите телевизор

Читаете газеты

Слушаете радио

Выходите в Интернет.

2.Что Вы предпочитаете смотреть:

Художественные фильмы

Развлекательные программы

Информационные программы

Спортивные программы.

  1. Можно ли доверять СМИ?

Рабочий лист учащегося


Мнение специалистов разделилось: одни полагают, что всеми любимые сладкие напитки приводят к ужасным заболеваниям, а другие, что они помогут скинуть лишний вес.

Израильские учёные из Университета Бен-Гуриона провели исследование и выяснили, что работа органов человека с каждым разом ухудшается, если на протяжении долгого времени употреблять напитки, которые содержат заменитель сахара. В своём исследовании, опубликованном на сайте Science Alert, они отметили, что длительное употребление газировки может спровоцировать развитие рака.

Исследователи собрали данные о 210 тысячах составляющих газировки и определили, что большая часть таких веществ, как, например, фосфаты, могут провоцировать нарушение микрофлоры кишечника. Учёные обнаружили, что особенностями обладает подсластитель, который может нарушить баланс микрофлоры кишечника или полностью её убить.

Испытания, проведённые на мышах, показали: употребление искусственных подсластителей меняет работу организма, поступление жиров и других питательных веществ в него. Регулярное насыщение организма такими веществами в больших количествах, как показывают выводы учёных, приводит к разрушению мышечных тканей.

Бомба замедленного действия

В конце декабря минувшего года Европейская ассоциация проблем ожирения выпустила доклад, в котором рассказала о масштабе, который наносится организму газировкой. В документе, основанном на проведении 30 исследований с 2013 по 2015 год, производителям газировки рекомендовано снизить процент так называемых пустых калорий в напитках.

Как удалось выяснить учёным, регулярное употребление газировки вызывает тяжёлые и в большинстве случаев неизлечимые формы ожирения. Они, как говорится в исследовании, влияют на работу жизненно важных органов организма, а также создают условия для развития серьёзных заболеваний желудочно-кишечного тракта и болезней сердца. Существует даже риск развития внесосудистого накопления жидкости, что является причиной остановки сердца.

Виноват сахар

Учёные из ЮАР пришли к выводу, что частое употребление газированных напитков увеличивает риск возникновения диабета, повышенного давления и инсульта. Причиной тому является содержание большого количества сахара. К примеру, в одной банке содержится порядка 39 граммов сахара, а это на 14 граммов больше обычной нормы взрослого человека.

Помимо этого газировка способствует появлению лишнего веса, что приводит к метаболическому синдрому. Согласно результатам исследования, которое провели учёные, те, кто употреблял газированные напитки, чаще всего жаловались на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, а обостряли всё это пассивный образ жизни, курение и несоблюдение диеты.

Старческое слабоумие

Учёные из Бостонского университета в США по результатам своего исследования пришли к выводу, что употребление подслащённых напитков приводит к уменьшению объёма головного мозга. В частности, страдает гиппокамп, та его часть, что отвечает за формирование долговременной памяти. Кроме того, как стало известно, потребители также подвержены инсультам и старческому слабоумию.

Эксперты провели два исследования. В первом они изучили данные МРТ и тестов на умственные способности, а также память 4000 жителей Соединённых Штатов. Выяснилось, что те, кто потреблял больше двух упаковок сладких напитков в день, имел ранние признаки старения мозга. С возрастом мозг любого человека может уменьшаться в объёме, но у любителей газировки этот процесс начинался раньше.

Во второй работе учёные принялись за исследование связи между вероятностью инсульта или старческого слабоумия и употреблением газировки. Для этого они взяли данные по 2888 жертвам инсульта старше 45 лет и 1484 пациентам старше 60 со старческим слабоумием. Результаты были неожиданными. Связи между двумя проблемами и газировкой отсутствовали, но зато у тех, кто часто употреблял "диетическую" газировку (вместо сахара в ней подсластители), втрое чаще сверстников возникали инсульты и развивалось слабоумие.

Разрушает зубы

Также опасения учёных относительно газированной воды вызывает её влияние на зубы, поскольку эмаль подвергается воздействию кислоты. Исследование итальянских учёных показало, что газировка ненамного повреждает эмаль, чем обычная вода без газа. Как оказалось, негативное влияние на зубы оказывает не газ, а содержание в напитке сахара.

Именно сочетание сахара и газа становится причиной повреждения зубных тканей.

Уменьшает смертность?

Тем не менее, несмотря на различные заявления учёных всех стран, онкологи из Йельского университета провели исследование и установили, что активное употребление диетической газировки уменьшает риск смертности.

Как показывает их исследование, такие напитки снижают смертность от рецидива рака прямой кишки. Чтобы прийти к такому выводу, учёные провели эксперимент. Он длился в течение семи лет, участие в нём приняла тысяча пациентов, прошедших химиотерапию для лечения тяжёлой аденокарциномы прямой кишки (рак прямой кишки).

Онкологи установили, что у больных, принимавших не менее 350 мл сладких диетических напитков, уменьшился риск внезапной смерти от рецидива на 46%. Тем самым они показали, что сам по себе переход от обычных газированных напитков к диетическим снижает смертность таких пациентов на 23%.

Не всё сладкое повышает настроение

Американские учёные провели исследование и пришли к выводу, что от сладких газированных напитков организм человека впадает в депрессию.

Исследователи провели эксперимент, в котором приняли участие более 260 добровольцев. Как оказалось, апатию и депрессию вызывают четыре и более стаканов сладкой шипучки в день. Также учёные выявили тот факт, что диетическая газировка вызывает более тяжёлые симптомы депрессии.

При этом учёным пока не удалось определить, как именно напиток влияет на нервную систему, но они отметили, что отказ от сладкой газировки в пользу натурального кофе позволяет победить депрессию и апатию в кратчайшие сроки.

В разумных количествах можно

К удивительным выводам пришли российские учёные. Так, профессор РНИМУ имени Пирогова, эксперт Академии безалкогольных напитков Сергей Бельмер во время выступления на форуме "Санкт-Петербург - Гастро-2015" заявил, что газированные напитки не оказывают негативного влияния на здоровый желудок человека при разумном потреблении.

Он отметил, что углекислый газ в напитках практически не попадает в организм и потому безвреден для человека, так как часть углекислого газа улетучивается из напитка при вскрытии бутылки или банки, другая же разбавляется с воздухом при глотании, а оставшаяся малая доля газа, которая всё-таки достигает желудка, быстро всасывается через стенки желудочно-кишечного тракта.

Именно поэтому люди, не имеющие проблем с пищеварительной системой, при умеренном потреблении газировки могут не опасаться за здоровье слизистой оболочки желудка.

Поможет похудеть

Исследования американских учёных показали, что есть и определённая польза в употреблении газированной воды.

Так, она способствует улучшению глотательных движений путём стимуляции нервов, которые ответственны за функцию глотания. А если минералка холодная, эффект становится более выраженным. Также газировка способна продлению чувства насыщения - употребление газированной воды замедляет переваривание пищи, что определённо приносит пользу при похудении.

Ещё одним открытием является то, что газировка способствует ликвидации запоров. В двухнедельном исследовании 40 участников преклонного возраста, страдающих регулярными запорами, сравнили действие газировки и обычной воды на перистальтику кишечника. Контрольная группа показала уменьшение симптомов на 58%.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Рассмотреть особенности деятельности СМИ. Определить, какие функции СМИ являются важнейшим средством развития культуры. Выяснить, содействуют или препятствуют СМИ прогрессу культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Наша задача Выяснить, как влияют СМИ на наши поступки, мысли, на становление нашей личности. Выделить положительные и отрицательные моменты СМИ на современную молодежь.

4 слайд

Описание слайда:

ГИПОТЕЗА СМИ: польза и вред «в одном флаконе»! Телевизор – распахнутое окно в мир, в которое иногда хочется выброситься. А.Кнышев

5 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Что такое СМИ? Функции СМИ как средство развития культуры. Способы воздействия на человека. средств массовой информации. Положительная точка зрения на СМИ. Отрицательное влияние СМИ. Вердикт: польза или вред?

6 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Чтобы выяснить роль СМИ в обществе, мы: Почитали газеты Полистали журналы Поговорили с родителями Посмотрели телевизор Пообщались в Интернете Обобщили и сделали вывод

7 слайд

Описание слайда:

Средства массовой информации, чаще называемые просто СМИ, стали неотъемлемой частью нашего существования. СМИ –методы и учреждения, посредством которых передается и распределяется информация Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов… Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ. Углубимся в историю. Самые первые периодически издаваемые газеты ("газета" - венецианская монета, стоимостной эквивалент протогазеты - листка с информацией) появились в начале XVII века, это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбург и Аугсбург, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год - газета "Ведомости"), вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел. Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ, была по достоинству оценена известными историческими фигурами прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира – Наполеон Бонапарт, уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: "Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы хотим назвать свои любимые познавательные передачи «Умники и Умницы», «Сканер», «Искатели» (об исторических находках и открытиях), «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Все эти передачи интересные и содержательные, дают нам дополнительные знания по истории, обществознанию, биологии и другим предметам. Да, на телевидении есть и интересные развлекательные программы, несущие положительную знаковую функцию. Например, «КВН», «Кто хочет стать миллионером» и другие. В них интересные вопросы и ответы, а конкурс капитанов - это юмор, эрудиция, смекалка. Информационные программы: «Время», Новости, «Времена», «К барьеру». Мы из этих программ узнаем все новости, происходящие в мире и в нашей стране. Мы идем в ногу со временем. Часто информацию используем на уроках истории, обществознания. Мы не скрываем, что некоторые репортажи используем при подготовке к темам: «Религии мира», «Межнациональные и религиозные конфликты», «Проблемы современной молодежи». Хочу обратить внимание, что на телевидении появились передачи, носящие правовой характер, - «Федеральный судья», «Суд идет». В них определяется степень наказания за любое правонарушение.

11 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы забыли о радио, газетах и журналах, Интернете. Радио - это современная эстрада - музыка, песни. С помощью газет мы узнаем о достижениях наших земляков. А сколько пользы дает Интернет. МЫ не представляем своей жизни и учебы, подготовки рефератов без него. Хочется сказать слово в защиту СМИ и напомнить, что из СМИ самой первой является газета, у нас в России первая рукописная газета «Куранты», которая издавалась в XVII веке, еще при Алексее Михайловиче, при Петре I в XVIII веке появились «Ведомости». Радио - детище XIX века. Но ни одно СМИ не развивалось так быстро, как телевидение. Именно оно занимает первое место по потоку информации. Поэтому роль телевидения огромна.

Информации. Телевидение, газеты и журналы, радио и интернет - все это настолько привычно каждому из нас, что мы склонны доверять любому написанному слову. В свою очередь, люди, которым необходима поддержка публики, делают все, чтобы это слово звучало как можно выгоднее.

«Мода» на информацию

В мире бытует мнение о том, что лидер - это человек, который владеет информацией. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет возможность стать таким человеком? Отнюдь нет. А все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное журналистами - две разные вещи.

К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию когда-то редкого и необычного ремесла - журналистики, а, наоборот, к использованию данной профессии в корыстных целях.

Кстати говоря, написание различных статей, съемки реклам и других маркетинговых роликов, эфиры на радио могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной информацией. Чаще всего они существуют, чтобы определенный продукт покупали как можно больше. По сути, журналистика вполне легко может отойти от средства информации к сфере пропаганды и рекламы. Впрочем, именно это сейчас можно наблюдать весьма часто.

Эффективность

Роль СМИ в современном обществе достигла довольно высокой планки. Никакая фирма, ни один политический деятель, предприниматель не становится успешным без влияния СМИ. Доверие людей заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. Сознанием практически каждого современного человека владеет некая сила, которая заставляет верить, идти голосовать, поддерживать того или иного представителя.

И действительно, проявление роли СМИ в современном обществе очень возросло. Опять-таки, мы видим, как журналистика и масс-медиа становятся способом «посоветовать» как можно большей аудитории воспользоваться тем или иным продуктом.

Виды СМИ

С большой легкостью можно заметить, что люди выбирают определенную категорию средств информации. Каждый из нас использует один-два источника, которым мы доверяем и которые предпочтительнее для нас. Почему так происходит?

Роль СМИ в жизни современного общества - в удовлетворении его потребностей в основном в двух направлениях: информационном и тематическом. Приведем простой пример: в рубрике «Кулинария» будет преобладать процент женского пола. В то время как на футбольных каналах зрителями в основном являются мужчины. Это связано с интересами каждого из них, если человеку не интересно наблюдать за игрой, он может переключить канал на более любимый - к примеру, кулинарный.

Информационные же потребности гораздо проще определить. Это простые новостные каналы, городские или сельские паблики и страницы в социальных сетях. Они направлены на то, чтобы ежедневно подавать вам информацию о том, что происходит или не происходит у вас в городе или в вашей стране. Кроме того, с помощью подобных информационных источников можно узнать о событиях со всего мира. Таким образом, мы снова видим, насколько роль СМИ в современном обществе увеличивается с каждым годом.

Источник знаний

Сегодняшнюю систему информационных технологий сложно недооценить, согласитесь. Тяжело представить жизнь без интернета, телевидения или популярных журналов. Однако можно ли использовать СМИ в пользу себе?

Век технологий довел нас до того, что для изучения любого языка мира мы может не тратить денег и времени на репетиторов. Именно онлайн-порталы, электронные ресурсы помогают нам выучить что-то или найти нужную информацию.

Что уж говорить о возможностях различных курсов и программ, о которых мы узнаем именно через средства массовой информации? Естественно, не всегда мы получаем знания именно от СМИ, однако именно благодаря им мы можем это делать самыми разнообразными путями.

Влияние на поведение

Вы когда-нибудь замечали, насколько меняют психику людей? Стоит уделить внимание видео или постам любимого блогера, как он становится объектом подражания, его привычки становятся общепринятыми, поведение пытаются копировать и даже покупают такие вещи, как у него.

Можно легко сделать вывод из этого о том, что как СМИ, так и электронные информационные источники имеют огромное влияние на психику человека. Его становится легко подчинить и заставить купить рекламируемый продукт, подражать кумиру, а в некоторых плачевных ситуациях средства информации (чаще интернет-источники) становились причинами трагедий.

Какова роль СМИ в современном обществе и на что именно они влияют? Прежде всего, информация воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Это можно вполне легко сравнить с поведением ребенка. Ведь те привычки, которые присутствуют у родителей, практически всегда перенимаются их детьми.

Приведем простой пример: если по телевизору ежедневно будет выступать ученый с «доказательствами» того, что черный цвет оказывается розовый, рано или поздно люди этому поверят. Привычное весьма легко может стать странным и необычным, а информация, которой мы владели о каких-то вещах может стать совершенно неактуальной.

Что действительно важно отметить в данной ситуации, так это то, что мировоззрение напрямую влияет на будущее решение, которое человек принимает, помогает определить, как двигаться в жизни и в каком направлении идти.

Проявление в обществе СМИ

Три проявления роли СМИ в современном обществе в том, чтобы давать достоверную информацию, развлекать людей и формировать у них мнение.

Итак, давайте же разберем, через какие источники СМИ так сильно влияет на наше мировоззрение:

  • Прежде всего это газеты, журналы, брошюры и прочее. Конечно, современное общество не привыкло так много читать газеты (да и читать в принципе), как делали это наши дедушки и бабушки. Однако они по-прежнему являются средством донесения определенной информации.
  • Радио. Бывает, мы просто готовим ужин или занимаемся любыми другими делами, а на фоне играет радио. Однако хоть мы в основном не обращаем внимания на него, к некоторым новостям ненароком прислушиваемся.
  • Ну и куда же без телевидения и интернета? Рекламы, клипы, фильмы, сериалы, новостные каналы, каналы развлекательного и научного характера. Практически любая информация мира доходит к нам из этих источников. Вот только в каком именно варианте?

Все эти средства так или иначе формируют наше мировоззрение, навязывают стереотипы и «советуют» поступать именно определенным образом и покупать именно эти продукты.

Причина влияния СМИ

Да, довольно многие люди не поддаются на провокации средств массовой информации, не смотрят телевизор и вообще не интересуются современными масс-медиа. В чем же тут дело?

А дело в том, что роль СМИ в жизни современного общества настолько возросла, что они начинают играть на эмоциях и чувствах. Уже вполне естественно, если вы чувствительный, сентиментальный, к тому же доверчивый человек, то внушить информацию про автокатастрофу, в которой виноват именно этот политический деятель будет легче.

И наоборот, рационально оценивая ситуацию, основываясь только на реальных показаниях очевидцев или официальной статистике, можно сделать свои выводы, не навязанные средствами информации.

Прекрасный совет, который можно дать особо доверчивым, да и обычным людям тоже: вся информация, которую вы получаете через средства массовой информации, говорится и фильтруется людьми, которые для вас чужие. Стали бы вы доверять тем, кого совершенно не знаете?

Ведь в современном обществе огромную роль приобретают СМИ не потому, что они обладают уникальной информацией или способом ее подачи, а потому что заставляют людей верить, даже путем навязывания ложных стереотипов.

Психическое здоровье

Ю. И. Полищук активно говорит о том, что СМИ крайне негативно влияют на психическое здоровье людей.

Он обеспокоен тем, что население России, к примеру, и так подвержено заболеваниям. Большой процент людей ежегодно страдает от различных психических, и не только, расстройств. Это и есть пример роли СМИ в современном обществе.

Именно поэтому был сделан официальный запрос правительству. «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения».

Также указывалась необходимость противодействия тем СМИ, которые вредят моральному и психологическому здоровью граждан.

Достоинства

Давайте все же обсудим и плюсы роли СМИ в современном обществе. Как уже упоминалось выше, средства информации делятся на газеты, радио, интернет и телевидение. Каждое из них имеет определенные достоинства, поэтому давайте соединим их и определим свои плюсы СМИ:

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.
  2. Доступность. В любое время в любом месте.
  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Как упоминалось выше, это может быть банальное радио, которое играет в машине.
  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

СМИ в политике

Примером роли СМИ в современном обществе является не что иное, как политика. Естественно, куда же современные политики без масс-медиа? Стоит только начаться выборам, как выразился один журналист, так «в информационной сфере начинается настоящая буря в стакане воды».

Политические деятели продвигают свою программу и методы не только через телевидение, газеты и журналы, интернет и радио. Они умудряются это делать даже с помощью кинематографа. Попросту говоря, политические фильмы сейчас отнюдь не редкость. Да даже в художественных фильмах можно вполне легко встретить фразу с определенной подоплекой.

Таким образом, выйдя из дома, мы получаем массу информации о том, что происходит в мире современной политики, кто баллотируется на предстоящие выборы, а кто уже проводит свою агитацию.

И все же, каким образом политические деятели используют наши средства массовой информации? Данный метод называется политическое манипулирование.

Политическое манипулирование - методы, которые применяют в целях донести определенного рода информацию, подвигнуть жителей к определенным действиям, проводят своеобразную пропаганду. Особенно часто это случается в преддверии выборов от тех, кто баллотируется на какой-нибудь пост и проводит агитационную программу. Того и гляди, найдете в своем почтовом ящике буклет-другой.

Однако помимо невинных буклетов и заказных статей существует целый ряд действий, на которые готовы политики. Тут-то мы и видим, насколько велика современного общества:

  1. Применение лживой информации о себе и своих действиях (в том числе обещаниях).
  2. Частые подтасовки фактов.
  3. Распространение недостоверной информации.

Бывают ситуации, когда, например, террориста называют «борцом за справедливость», «человеком, которые умеет отстоять свои права и права людей», тем самым сглаживая острые углы и применяя красивую лексику.

Используя данные приемы, многие политики действительно достигают вершин с помощью манипуляцией фактами.

Кроме того, помимо воздействия на население с помощью средств информации власть зачастую очень активно отслеживает все, о чем пишут журналисты, сажая в тюрьму всех, кто написал не совсем то, что требовалось, и что-либо «противоречащее» и «оскорбляющее», даже если это являлось правдой.

Отсюда можно сделать выводы, что как СМИ имеет огромное влияние над населением, так и над самими СМИ стоит определенная «верхушка», которая диктует, что именно писать или транслировать.

Роль СМИ в обществе

На тему информации можно писать довольно много статей, публикаций, снимать бесконечные репортажи и задавать детям в школах эссе. Роль СМИ в современном обществе - это воздействие на мнение людей.

Можно с легкостью сделать множество выводов насчет сегодняшних средств информации. То, какое влияние на нас оказывают телевидение, журналы и газеты, радио, даже кинематограф, действительно производит впечатление.

А то, что с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам, даже иногда пугает. Многие журналисты считают, что больше всего доверяют любой информации пожилые люди. Они не склонны думать, что в этом кроется обман просто потому, что в их годы юности СМИ не было развито так активно.

Понадобится довольно много времени, чтобы подумать над технологиями, достижениями человечества и охарактеризовать роль СМИ. В современном белорусском обществе, к примеру, все средства информации представляют собой единую систему. И хоть это не помогает облегчить иногда пагубное влияние данных средств на людей, информация находится в такой же систематизации.

Именно поэтому, прежде чем доверять сказанному по телевизору, услышанному по радио или прочитанному в газете, помните, что ни один человек, кроме действительных свидетелей, не сможет дать вам точные данные и факты, а ведущие всего лишь вводят в вас в поверхностный курс дела.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Рассмотреть особенности деятельности СМИ. Определить, какие функции СМИ являются важнейшим средством развития культуры. Выяснить, содействуют или препятствуют СМИ прогрессу культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Наша задача Выяснить, как влияют СМИ на наши поступки, мысли, на становление нашей личности. Выделить положительные и отрицательные моменты СМИ на современную молодежь.

4 слайд

Описание слайда:

ГИПОТЕЗА СМИ: польза и вред «в одном флаконе»! Телевизор – распахнутое окно в мир, в которое иногда хочется выброситься. А.Кнышев

5 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Что такое СМИ? Функции СМИ как средство развития культуры. Способы воздействия на человека. средств массовой информации. Положительная точка зрения на СМИ. Отрицательное влияние СМИ. Вердикт: польза или вред?

6 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Чтобы выяснить роль СМИ в обществе, мы: Почитали газеты Полистали журналы Поговорили с родителями Посмотрели телевизор Пообщались в Интернете Обобщили и сделали вывод

7 слайд

Описание слайда:

Средства массовой информации, чаще называемые просто СМИ, стали неотъемлемой частью нашего существования. СМИ –методы и учреждения, посредством которых передается и распределяется информация Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов… Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ. Углубимся в историю. Самые первые периодически издаваемые газеты ("газета" - венецианская монета, стоимостной эквивалент протогазеты - листка с информацией) появились в начале XVII века, это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбург и Аугсбург, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год - газета "Ведомости"), вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел. Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ, была по достоинству оценена известными историческими фигурами прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира – Наполеон Бонапарт, уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: "Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы хотим назвать свои любимые познавательные передачи «Умники и Умницы», «Сканер», «Искатели» (об исторических находках и открытиях), «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Все эти передачи интересные и содержательные, дают нам дополнительные знания по истории, обществознанию, биологии и другим предметам. Да, на телевидении есть и интересные развлекательные программы, несущие положительную знаковую функцию. Например, «КВН», «Кто хочет стать миллионером» и другие. В них интересные вопросы и ответы, а конкурс капитанов - это юмор, эрудиция, смекалка. Информационные программы: «Время», Новости, «Времена», «К барьеру». Мы из этих программ узнаем все новости, происходящие в мире и в нашей стране. Мы идем в ногу со временем. Часто информацию используем на уроках истории, обществознания. Мы не скрываем, что некоторые репортажи используем при подготовке к темам: «Религии мира», «Межнациональные и религиозные конфликты», «Проблемы современной молодежи». Хочу обратить внимание, что на телевидении появились передачи, носящие правовой характер, - «Федеральный судья», «Суд идет». В них определяется степень наказания за любое правонарушение.

11 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы забыли о радио, газетах и журналах, Интернете. Радио - это современная эстрада - музыка, песни. С помощью газет мы узнаем о достижениях наших земляков. А сколько пользы дает Интернет. МЫ не представляем своей жизни и учебы, подготовки рефератов без него. Хочется сказать слово в защиту СМИ и напомнить, что из СМИ самой первой является газета, у нас в России первая рукописная газета «Куранты», которая издавалась в XVII веке, еще при Алексее Михайловиче, при Петре I в XVIII веке появились «Ведомости». Радио - детище XIX века. Но ни одно СМИ не развивалось так быстро, как телевидение. Именно оно занимает первое место по потоку информации. Поэтому роль телевидения огромна.

12 слайд