Встраиваемая техника

&25. Охрана земных недр и поверхности суши

&25. Охрана земных недр и поверхности суши

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, извлекать из краеведческой литературы сведения о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «овраг», «балка».

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своȅ предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

«овраг», «балка».

Подготовка к усвоению нового материала

По своим наблюдениям, а также с помощью карты края и краеведческой литературы опиши основные формы земной поверхности в вашем крае. Не забудь, что равнины бывают плоскими и холмистыми, а горы — разной высоты.

Изучение нового материала

Ты уже знаешь, что на равнинах встречают-ся овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обычно почти нет растений

Образование оврага начинается с маленькой рытвины на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом он губит большие участки плодородной почвы.

Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустар-никами, деревьями. Овраг перестаёт увеличи-ваться. Так он превращается в балку. Балка — это углубление с пологими, поросшими растени-ями склонами.

Если вы видели овраг во время экскурсии, расскажи о нём. Много ли в вашей местности оврагов? Есть ли в вашей местности балки? Расскажи о той, которую вы видели на экскурсии.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумай, где легче строить города, сёла, прокладывать дороги, обрабатывать землю — на равнине или в горах. Как люди используют по-верхность в вашем крае?

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ... ПОВЕРХНОСТЬ?

Может быть, этот вопрос покажется странным. Надо охранять растения, животных, чистоту воз-духа и воды. А поверхность края?.. Разве ей что-нибудь угрожает? Давайте порассуждаем.

Во время экскурсий вы, наверное, обращали внимание на красоту окружающей местности. Что вы чувствуете, когда выходите на открытое место, откуда видно далеко вокруг? Наверное, чувствуете радость и гордость за родную зем-лю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо этих чувств ис-пытываешь горечь и обиду. Например, у забро-шенного карьера. Когда-то здесь добывали пе-сок, глину или уголь. Теперь карьер — рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте посадить лес или превратить карьер в пруд для разведения рыбы.

А в другом месте строители возводили новые дома и оставили большую свалку. Здесь и би-тые кирпичи, и осколки стекла, и ещё многое другое. Люди, которые работали на этой строй ке, нарушили закон, который запрещает выбра-сывать мусор где попало. А сколько подобных свалок уродуют поверхность нашей земли!

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам по-сле первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперёк склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.

Чтобы остановить образование оврага, ма-ленькие рытвины закапывают и на этом мес-те сеют траву. Поперёк небольшого оврага ста-вят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укоренятся, и образуется надёжный живой заслон для потоков воды. По краям и склонам оврага сажают деревья и кус-тарники.

Правильная и неправильная распашка склонов

Вы тоже можете участвовать в охране поверх-ности своего края. Обследуйте вместе со взрос-лыми окрестности города, села. Если обнару-жите заброшенный карьер, незаконную свалку, распашку вдоль склонов, рытвину, которая может превратиться в овраг, сообщите об этом в об-щество охраны природы. Примите участие в убор-ке мусора, в борьбе с оврагами

Вот и получается, что земную поверхность надо охранять не менее тщательно, чем воду и воз-дух, растения и животных.

Обсудим!

Какие случаи безответственного отношения людей к поверхности своего края вы знаете? Можно ли возместить урон, нанесённый приро-де в этих случаях? Как это сделать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о поверхности своего края. 2. Как используют поверхность в вашем крае? 3. Что значит «охранять поверхность»? 4. Какое участие в охране поверхности своего края могут при-нять школьники?

Горы, которых не должно быть

В некоторых районах нашей страны, там, где добывают из недр земли много полезных иско-паемых, выросли горы — терриконы. Выросли они не сами собой, их насыпали люди. Добы-вая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы — пустую породу — в кучи. Кучи росли, росли... И вот получилось, что лю-ди, живя на равнине, оказались... в горах.

Терриконы совсем не безобидны. Ведь под ними оказались огромные площади плодородной земли, отнятые у сельского хозяйства. Сами терриконы распространяют вокруг себя тучи пы-ли, которая загрязняет воздух. Бывает, что тер-риконы загораются, распространяя едкий дым. А стекающая с них после дождей загрязнённая вода отравляет почву и водоёмы.

Люди борются с терриконами. Где-то их вы-равнивают, привозят почву и высаживают расте-ния. В некоторых местах научились извлекать из пустой породы терриконов ценные вещества. Так что созданные людьми горы постепенно ис-чезают.

Да, раньше этих гор не было. Нужно очень постараться, чтобы их не осталось и в будущем.

Терриконы

Вывод

Занимаясь хозяйством, люди используют по- . верхность своего края. Делать это нужно бе-режно, чтобы не нарушать красоту родной земли, не допускать образования оврагов и незаконных свалок.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: овраг, балка.

2.Нарисуй, как выглядит поверхность вашего края. Можно вылепить из пластилина, глины или сырого песка макет какого-нибудь её участ-ка (холма, оврага, горного хребта).

3.Если в вашей местности есть овраг, рас-спроси у взрослых, давно ли он существует, как изменился за это время, что делают люди, что-бы остановить его рост. Подумай, чем ты мо-жешь помочь взрослым.

Киров : Тайны Земли Вятской

Вятские овраги

Раздерихинский овраг

Сокровища Вятки - Подчуршинское городище

Древние отвалы и терриконы Башкирии

Планета Земля гигантский выработанный карьер?

Источники информации :

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир




Формы рельефа суши Плоскогорья (500 – 800 м) Плоскогорья (500 – 800 м) Возвышенности (200 – 500 м) Возвышенности (200 – 500 м) Низменности (0 – 200 м) Низменности (0 – 200 м) Низкие (до 1000 м) Низкие (до 1000 м) Средние (1000 – 2000 м) Средние (1000 – 2000 м) Высокие (выше 2000 м) Высокие (выше 2000 м) Горы Равнины


Новгородская область расположена на северо- западе Европейской части России. Большая часть территории плоская, местами заболоченная Приильменская низмен- ность, в центре которой озеро Ильмень (самое большое в области). На юго-востоке нашего края холмистая поверхность.




В горах есть выходы скальных пород, на кото- рых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью. У горы тоже есть подошва, склон, вершина. В чём же разница? У горы тоже есть подошва, склон, вершина. В чём же разница? Высота до 200 мВысота более 200 м


На равнинах встречаются овраги. У них крутые, осыпающиеся склоны. На склонах оврагов обыч- но нет растений. Образу- ется овраг с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки воды размывают её и овраг постепенно увеличивается. Овраги губят большие участки плодородной почвы.






1.Внимательно прочитайте текст «Надо ли охранять поверхность» на с учебника. 2.Заполните схему «Последствия использова- ния поверхности земли человеком»




Засыпать карьеры и на этом месте устроить поле или посадить лес. Превратить карьер в пруд и разводить в нём рыбу. На месте свалки можно посадить сад или устроить детскую площадку. Проводить вспашку только поперёк склонов. Крутые склоны совсем нельзя распахивать.




Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 4» г. Великого Новгорода Персональный сайт:

Вспоминаем: Что такое литосфера? земная кора? Из каких пород по происхождению состоит земная кора? Приведите примеры. Какие полезные ископаемые вы знаете? Как и где они используются?

Ключевые слова: земная кора, полезные ископаемые, охрана недр, рекультивация земель,терриконы.

1. Охрана богатств литосферы. Ежегодно на земном шаре добывается огромное количество самых разнообразных полезных ископаемых. П о л е з н ы е и с к о п а е м ы е – это природные минеральные образования, которые залегают и добываются людьми из земной коры. Среди них выделяются горючие, металлические и неметаллические. Полезные ископаемые необходимы для жизни людей, развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Полезные вещества не всегда полностью извлекаются из добытых ископаемых. Так, например, на некоторых предприятиях из добытой руды извлекали медь, а оставшуюся породу считали негодной, пустой и выбрасывали ее. При анализе оказалось, что в этой породе, помимо меди, содержится значительное количество цинка, золота, серебра, свинца и других ценных металлов. Внедрение новых методов переработки полезных ископаемых позволит почти без потерь извлекать ценные вещества из руды.

Каждый из вас согласится с тем, что нужно бережно относится к полезным ископаемым. Однако как же это сделать, если из литосферы во всем мире ежегодно добывается огромное их количество? Поверхность Земли изрезана большими карьерами – огромными котлованами, выработками горных пород. Карьер – как огромная рана в теле литосферы. Ветер разносит отсюда пыль, которая засыпает поля на многие километры. Вокруг горных выработок, например угольных шахт, часто образуются большие конусообразные горы – отвалы пустой породы, которые называются т е р р и к о н а м и . В Беларуси примерами такой деятельности человека являются отходы добычи калийной соли в районе Солигорска и производства фосфорных удобрений в районе Гомеля. Такими отвалами во многих странах заняты миллионы гектаров плодородных земель. Отвалами горных выработок засыпаются пашни. Что делать? Может, остановить добычу полезного ископаемого? Как бы вы поступили?

К подземным кладам нельзя относится расточительно. Нужно по-хозяйски использовать эти богатства. Полезные ископаемые не возобновляются, как, например, лес после вырубки. Значит, может наступить время, когда иссякнут месторождения нефти, угля, руд различных металлов. Действительно, по подсчетам специалистов, сейчас запасов нефти во всем мире может хватить приблизительно на 50 лет, а угля – на 500. Есть над чем задуматься.

Нужно бережно добывать и экономно использовать полезные ископаемые. При добыче нефти, например, в недрах Земли остается до половины ее общего количества. Теряется также много угля, различных руд.

При разработке месторождений следует использовать все горные породы. В отвалах карьеров, к примеру, теряется много глины, песка, мела. Поэтому законы многих стран обязывают предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых так вести производство, чтобы извлекать все полезные вещества, содержащиеся в данном виде природного сырья.

При вырубке лесов, уничтожении естественной растительности усиливается смыв почв и начинается образование оврагов. Они причиняют большой вред сельскому хозяйству поэтому с ними ведется борьба.

2. Окультуривание нарушенных земель. Для восстановления земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека, проводят специальные работыр е к у л ь т и в а ц и ю. Так, поверхность отвалов, образующихся при открытой добыче полезнвх ископаемых, выравнивается. На выровненную поверхность насыпают почву. После этого высаживают кусты, деревья, сеют травы, выращивают сельскохозяйственные культуры. Иногда озеленяют склоны терриконов.

При добыче полезных ископаемых открытым способом роют карьеры. После выработки ископаемых крупные карьеры затапливают водой, превращают в искусственные водоемы – пруды, берега их озеленяют. Создаются зоны отдыха. Кроме того, в водоемах можно разводить рыбу, водоплавающую птицу.

Породы, которыми сложены терриконы, используются для изготовления строительных материалов, получения удобрений. Еще недавно вокруг металлургических заводов высились горы шлака, которые занимали большие площади земель. Теперь из металлургического шлака производят прекрасный строительный материал – шлакобетон.

Охранять земную поверхность – это значит вести постоянную борьбу с оврагами, экономно отводить землю под строительство городов, фабрик, заводов, железных и шоссейных дорог.

    1. Что нужно учитывать при добыче и переработке полезных ископаемых? 2. Как происходит окультуривание отвалов, заброшенных карьеров и терриконов?

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  • Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
  • Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, атласы, физическая карта России, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Стадия Вызов.

Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины).

Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).

Учитель: Вспомните, какие бывают горы по высоте? (Высокие, средние, низкие).

Учитель: Пользуясь картой атласа, приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).

Учитель: Как равнины различаются по высоте? (Низменности, возвышенности, плоскогорья).

Систематизируем данную информацию. Используем прием "Кластер".

Задание. Составьте в тетради кластер, заполните пустые ячейки. (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради ).

Кластер.

Один обучающийся строит кластер на доске.

Проверка выполнения задания.

Учитель: Каким цветом на карте обозначаются горы, а каким - равнины? (Горы - коричневым, а равнины - зеленым).

Учитель: Каким цветом на карте атласа обозначена территория, на которой мы живем? (В основном - зеленым, но есть и коричневый).

Учитель: Так, какова поверхность нашего края? - Это и будет темой урока.

1. Стадия Осмысление.

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, мы определили, что территория, на которой мы живем, в основном обозначена зеленым цветом.

Сделайте вывод, какая это территория: горная или равнинная? (Равнинная)

Учитель: Пользуясь физической картой России, найдите название равнины, на которой расположен наш округ. (Западно-Сибирская равнина)

Обращаясь к шкале высот карты, определяем, что Западно-Сибирская равнина - это низменность. Высота низменностей - 0-200 м., возвышенностей - 200-500 м., плоскогорий - 500-800 м.

Учитель: Сравните по карте Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, чем отличается их изображение? (Западно-Сибирская равнина вся зеленая, а Восточно-Европейская - зеленая с пятнами желтого цвета)

Учитель: Что это значит? (Предположения детей: значит Западно-Сибирская равнина вся ровная, а на Восточно-Европейской равнине есть возвышения)

Учитель: Совершенно верно. Возвышения на равнине - это холмы.

Ребята, холмы - это возвышения. А горы тоже возвышаются над земной поверхностью. Можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Дети сталкиваются с затруднением)

Используется прием "Сводная таблица". Детям предлагается изображение горы и холма на слайдах презентации. Задание. Рассмотрите горы и холмы и сравните их между собой. Результаты сравнения занесите в таблицу. ().

Учитель: Сделайте вывод: В чем сходство и чем отличаются холм и гора? (Сходство: возвышаются над земной поверхностью, имеют одинаковые части: подошву, склоны, вершину. Отличие: холм и гора различаются по высоте, горы выше 200 м., холм до 200 м.)

Учитель: Ребята, давайте снова обратимся к физической карте России. Какие горы расположены на западе нашего округа? (Уральские горы)

Найдите на карте Кавказские горы. Сравните, чем отличается изображение Уральских гор и Кавказа? (Кавказские горы на карте изображены более темным цветом, чем Урал)

Обращаемся к шкале высот карты, определяем, что Уральские горы - низкие. Низкие горы - до 1000 м., средние - 1000 - 2000 м., высокие - выше 2000-3000 м.

Давайте, систематизируем полученную информацию. Возвращаемся к кластеру, начатому на стадии вызова (дополняем его). (Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетради ). Один обучающийся дополняет кластер на доске.

Кластер.

Проверка выполнения задания.

Физминутка.

Поднимает руки класс-это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Продолжение обсуждения новой темы.

Прием "Фишбоун" (рыбий скелет).

Учитель: Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. Продолжая работу на уроке, мы будем заполнять схему. (Работа в тетради). Запишите в верхнем треугольнике (голова) вопрос: Каковы последствия использования поверхности земли человеком? На левых веточках мы запишем: как человек использует поверхность земли. А на правых: к чему это приводит.

Демонстрация фотографий на слайдах презентации (оврагов, балок, карьеров, свалок, терриконов). Работа с текстом учебника, беседа с обучающимися. (В ходе работы с учебником и в процессе беседы происходит формирование понятий: овраг, балка, террикон).

В ходе работы обучающиеся вписывают в схему:

Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)

Правые веточки:

1. Карьер, террикон

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Учитель: Как человек использует поверхность нашего края? К каким последствиям приводит освоение месторождений нефти и газа на территории округа? (Ответы детей)

Учитель: Какой вывод можно сделать после заполнения схемы?

Вывод (хвост) формулируют обучающиеся : Используя поверхность земли, люди наносят урон природе.

Учитель: Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных.

Что значит охранять поверхность? (Ответы детей)

Какое участие в этом можете принять вы? (Ответы детей)

Учитель: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду!

2. Стадия Рефлексия.

На стадии "Рефлексия" организуем групповую работу. Одна группа получает рисунки (либо фотографии) с изображением земной поверхности.

Задание для работы группы:

  • Определите, на каком рисунке изображена поверхность нашего края. Объясните свой выбор. Укажите, по каким признакам вы это определили.
  • Другая группа получает рисунки, на которых изображены примеры положительного и отрицательного воздействия человека на поверхность Земли.

Задание для работы группы:

  • Рассмотрите рисунки. Разделите их на две группы. Объясните, по какому принципу вы разделили рисунки.

Отчет о работе групп. (Если класс большой, то можно сформировать несколько групп)

3. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос. Как человек должен использовать поверхность своего края? В качестве домашнего предлагается творческое задание (это и будет ответ на поставленный учителем вопрос): Напишите обращение к жителям округа о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.